>  Авиабезопасность против чартеров

01.03.2011Авиабезопасность против чартеров

  Недавние трагические события в «Домодедово» серьезно изменили прежний подход Министерства транспорта РФ к допуску авиакомпаний к чартерным перевозкам. Теперь Росавиация, выдавая разрешения на эти полеты, должна исходить еще и из пропускной способности аэропортов, учитывая также их возможности проверки всех пассажиров. Глава транспортного ведомства Игорь Левитин подписал распоряжение о введении новых правил к предстоящему летнему сезону

  Новый порядок

  Пройти в терминалы аэропортов и вокзальные здания теперь можно только после прохождения полного досмотра на входе. Как объясняют в Минтрансе, новое распоряжение как раз и принято с целью не допустить чрезмерного скопления людей перед досмотровыми рамками входных металлодетекторов. Чтобы этого не происходило, считают чиновники, авиакомпании должны заранее согласовывать свои чартеры — то есть полеты нерегулярного расписания, с Росавиацией, присылая заявки вместе с данными аэропорта о его пропускной способности на период выполнения рейсов.

  Начинание хорошее, однако теперь, отмечают представители авиакомпаний и туроператорского бизнеса, объемы чартерных воздушных перевозок будут ограничены во всех ведущих аэропортах страны. В то же время, по данным Росавиации, в московском авиационном узле — месте наибольшей концентрации российских авиачартеров, на них приходится лишь 15% от общего пассажиропотока. При этом ограничения, по мнению экспертов, коснутся, в первую очередь «Домодедово», которому придется заметно уменьшить чартерные объемы в сравнении с прошлым годом. Чартеры из «Шереметьево» и «Внуково» сократятся значительно меньше, даже несмотря на то, что «Внуково» в этом году будет частично закрыт в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы.

  Как сообщили в Росавиации, в настоящее время ежедневно услугами «Домодедово» пользуются около 65 тысяч человек. Для досмотра всех без очередей понадобится более сотни специально оборудованных пунктов и порядка 200 сотрудников, что фактически нереально. Ситуация усугубляется еще и тем, что сейчас в этом аэропорту всего пять входов. Для сравнения, во «Внуково», с учетом нового терминала А, их более 15, а в «Шереметьево» почти 20 входов. Но и они к началу марта еще не были готовы пропускать пассажиров без очередей при проведении полного досмотра на входе.

  Чартеров станет меньше

  Впрочем, отдельным авиакомпаниям и туроператорам в любом случае предстоит пересмотреть свои чартерные программы в сторону их уменьшения. И насколько значительным оно ожидается, пока не ясно. По мнению коммерческого директора компании «Инна тур — VIP сервис» Дмитрия Горина, повышенные меры авиационной безопасности станут причиной падения чартерных объемов в предстоящем сезоне в Москве на 20–30%.

  Кроме того, отмечают эксперты, возможное сокращение числа авиачартеров в столичном регионе наверняка спровоцирует уменьшение общего числа воздушных компаний, обслуживающих туристический рынок, вплоть до монополизации отдельных направлений полетов официально назначенными на них авиаперевозчиками, а это лидеры авиатранспортной отрасли. Конкурировать с ними небольшим и средним авиакомпаниям, прежде всего региональным, не позволит знаменитый приказ Минтранса №92, дающий приоритет именно назначенным перевозчикам.

  Впрочем, и это еще не всё. По мнению экспертов, на сокращение чартерных объемов может повлиять не только низкая пропускная способность аэропортов вкупе с уменьшением числа действующих авиакомпаний, но и намечающийся рост цен на топливо.

  Москвичи и регионалы

  Минтранс уже давно рекомендовал перевозчикам, не базирующимся в столичных воздушных гаванях, перевести их чартерные программы в немосковские аэропорты, и наверняка некоторые прежние авиаперевозки уйдут в регионы. Но определенную часть программ по ряду направлений отдыха организовать на региональном уровне вряд ли удастся.

  К основным фигурантам рынка туристических авиаперевозок можно отнести немало активно действующих в Москве авиакомпаний из регионов, и в первую очередь это «Уральские авиалинии», «Оренбургские авиалинии», «Татарстан», «Ямал», «Якутия», «Владивосток Авиа». Кстати, «Оренбургские авиалинии» занимают второе место в стране (после «Трансаэро») по объему чартерных перелетов, перевезя в прошлом году около 1,75 млн человек. Очевидно, что компания не сумеет добиться аналогичных показателей, пребывая только в родном Оренбурге. Не стоит забывать и о небольших московских перевозчиках, выполняющих чартерные программы, таких как, к примеру, специализирующаяся на этих рейсах Red Wings или бюджетный Sky Express.

  В то же время вполне возможны и внутримосковские переходы авиакомпаний. По некоторым экспертным оценкам, к летнему сезону в общей сложности передислоцируются, и прежде всего из «Домодедово», 10–20% чартеров. К примеру, компания «Трансаэро», официально базирующаяся в «Домодедово», уже заявила о частичном переходе в «Шереметьево».

  И наконец, пожалуй, самое главное — тарифы. Не надо быть экспертом, чтобы понять, что прогнозируемое падение чартерного пассажиропотока из Москвы приведет к увеличению цен на этот вид воздушной перевозки. По мнению некоторых представителей турбизнеса, в случае наименее благоприятного развития ситуации, подъем цен может дойти до 30% и даже 40%. Впрочем, другие наблюдатели считают такие показатели нереальными и определяют максимум возможного тарифного повышения, уже с учетом нынешней инфляции, в 10–15% по сравнению с прошлогодними показателями.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Новости