TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




Главная
Гостиничный бизнес

01.09.2007 Новая эра старой истории

Несмотря на уникальное в своем роде начало «новой истории» отельного бизнеса в России, к сожалению, сегодня он страдает от тех же самых проблем, что и большинство рынков Европы. Особенно это заметно в сфере привлечения, обучения, мотивации и удержания способных кадров. Эта статья расскажет о линейных работниках, неуправленцах, составляющих основную часть персонала любой гостиницы

Дефицит «правильного» персонала

Гостиничная отрасль по всему миру все больше страдает от нехватки персонала. Необходимость сотрудников на низкооплачиваемые должности растет в геометрической прогрессии. Россия — не исключение. Камель Шаиб, генеральный менеджер гостиницы Novotel City Centre в Москве, поделился своими мыслями: «Учитывая стремительное развитие гостиничного сектора в Москве, все операторы столкнулись с серьезными проблемами найма работников. Я даже не говорю о квалифицированном персонале. Нужды гостиничного сектора огромны, и я не думаю, что мы можем заполнить все существующие вакансии персоналом с московского рынка труда». С этим согласен и Томас Нолл, генеральный менеджер гостиницы Grand Hotel Europe в Санкт-Петербурге: «Нам стало тяжело привлекать и удерживать линейных работников, отчасти из-за процветания экономики во многих других отраслях. Большой объем инвестиций приходит в город, и все они нуждаются в квалифицированном персонале — и где как не в отелях искать образованных работников со знанием иностранного языка…»

Соединенные Штаты имеют огромный приток рабочей силы из Латинской Америки в службы горничных, рестораны, кухни отелей. В России , кроме самих россиян, возможно привлекать лишь работников из ближнего зарубежья. Похоже, что они — единственные, кто еще может согласиться на предлагаемый уровень зарплат и тип функций, предписываемых к выполнению в данных должностях.

Текущее положение прокомментировала Мария Бек, директор по персоналу московской гостиницы «Парк Хайятт Арарат»: «Работа в отеле на линейных позициях очень трудная, поэтому надолго задерживаются немногие. Горничными, например, москвички работать уже не идут, у нас работают в основном приезжие, многие — из Калмыкии, которые приезжают в Москву заработать денег. Официанты — в основном студенты. Лишь немногие из них хотят сделать карьеру в гостиничном бизнесе, большинство также работают из-за денег».

Наряду с проблемами привлечения «правильного» персонала российская гостиничная отрасль страдает из-за трудностей с мотивацией. Особенно нелегко создавать программы по мотивации работников, многие из которых не владеют или почти не владеют русским языком. Что уж говорить об их способности общаться с гостями из-за рубежа!

И тем не менее российские хотельеры, как и, например, их коллеги из США, были бы счастливы иметь возможность хотя бы просто заполнить все свои вакансии. «Видимо, проблема с кадрами на московском рынке приведет нас к тому, что потребуется срочно искать сотрудников за пределами столицы, а в худшем случае из близлежащих республик — другого выхода я не вижу. Это напоминает мне ситуацию тотальной нехватки рабочей силы, в которой не так давно находилась Европа...» — сказал Камель Шаиб. Однако российские иммиграционные законы не способствуют этим благим намерениям, о чем говорит, например, такой факт: российское правительство говорит о сокращении числа разрешений на работу, выдаваемых переселенцам из ближнего зарубежья, аргументируя такое решение тем, что квота на прошлый год не была выбрана. В то же время российские отели, не желающие идти по пути предприятий, «неофициально» принимающих на работу нелегалов из соседних республик, сталкиваются с тем, что из-за бюрократических проволочек, процесс «официального» найма на работу таких кадров сильно затянут и усложнен.

Альтернативные решения проблемы

Все хотельеры предлагают похожие рецепты решения проблемы нехватки рабочей силы на основных российских рынках. Они едины во мнении, что единственный путь — это обучение, тренировка и удерживание талантливого персонала с правильным отношением к делу.

«В последнее время руководство наших учебных заведений стало идти нам, и своим студентам, навстречу, — сказала Мария Бек. — Например, недавно мы подписали договор о сотрудничестве с Московским институтом экономики, менеджмента и права, в рамках которого институт планирует обучать несколько групп студентов по специальному расписанию, чтобы они могли полгода получать теоретические знания, а полгода — практические».

Томас Нолл из Санкт-Петербурга говорит о похожем, но еще более глубоком вовлечении в процесс подготовки персонала: «Другим неплохим решением в условиях нашей явно выраженной сезонности была бы гостиничная школа по швейцарскому образцу на базе нашего отеля. Зимой студенты проводили бы время на занятиях по теоретической подготовке, некоторые менеджеры и хорошие специалисты могли бы читать лекции, а летом, когда каждая пара рук на счету, студенты работали бы в гостинице, получая практический опыт. Такая программа была бы рассчитана на три года. Мы смогли бы вырастить гораздо больше высококвалифицированных профессионалов для нашей отрасли».

Однако образовательные программы — это длительное мероприятие, и немедленных результатов по увеличению количества потенциальных работников ждать не приходится. Существуют и более краткосрочные варианты. Первое решение проблемы — культивация образа индустрии гостеприимства как привлекательного, популярного места, предлагающего неограниченный потенциал наряду с гибкостью графика и интересными возможностями. Второе решение — создать более благоприятные условия для приезжих, работающих в гостиничных предприятиях, чтобы продлить их пребывание на уже занятых ими должностях. Свою точку зрения выразил Томас Нолл: «Мы рассматриваем альтернативные варианты, например, корпоративную аренду квартир. Таким образом, мы сможем привлечь иногородних работников, которые заинтересованы в любом виде трудовой деятельности и будут удовлетворены зарплатами, которые мы предлагаем. Этот вариант вполне может оказаться выходом из ситуации — недаром он практикуется на многих мировых рынках с высокой сезонностью».

В последнее время Москва стабильно лидировала или находилась на первых строчках европейских рейтингов доходности гостиниц. Вероятно, часть такого успеха — низкие затраты на фонд оплаты труда. И вполне вероятно, что уровень заработной платы в российском отельном бизнесе и есть основная причина, по которой он не способен привлечь квалифицированную рабочую силу с правильным отношением к делу. Увеличение зарплат линейного персонала и низших слоев менеджмента также привело бы к расширению сегмента рынка труда, доступного гостиничным отделам кадров для выбора потенциальных сотрудников. Повышение уровня компенсаций может способствовать и уменьшению текучести кадров, что является извечной бедой растущей гостиничной отрасли.

Татьяна Веллер, управляющий
директор по России компании
HVS Executive Search