>  Турция : Веление времени

07.04.2003Турция : Веление времени


    В рамках выставки MITT заметным событием стал семинар на тему "Инвестиции и модели финансирования в турецко-российском сотрудничестве в области туризма". Возможно это, как и некоторые другие мероприятия, задуманные бизнесменами двух стран, позволят России увеличить доходы от данной отрасли.

    По результатам 2001 года наша страна, опережающая Турцию, согласно официальной статистике, по количеству принимаемых туристов, значительно уступает ей в части доходов, получаемых от этого важного экономического сектора. Если Турецкая Республика занимала 11-е место по доходам от туризма в мировом рейтинге с результатом $8,9 млрд, то Россия не вошла даже в двадцатку. На первом же месте стоят США, заработавшие в 2001 году $72,3 млрд, на втором - Испания (почти $33 млрд), на третьем - Франция ($29,6 млрд).

    А между тем в том же году Россия, занявшая 7-е место по количеству принятых туристов (23 млн чел.), опередила Турцию, находившуюся на 18-м месте (10,8 млн чел.). Правда, в отличие от Турции в нашу страну в основном приезжали не туристы, а "гастарбайтеры" из ближнего зарубежья и кавказские торговцы, не приносящие доход казне, а, наоборот, вывозящие из нее очень большие денежные средства.

    В то же время почти из 11 млн иностранных граждан, посетивших Турцию в 2001 году, большую часть составили именно туристы. Причем каждый 16-й был из России. Наши сограждане принесли и продолжают приносить огромные доходы Турции (в 2001-м примерно $700 млн), а потому они здесь - желанные гости. Поток же наших сограждан в Турцию с каждым годом неуклонно растет несмотря ни на что: будь то землетрясения или угрозы терактов со стороны курдских боевиков, дефолт или война в Ираке. В 2002 году, к примеру, более 945,6 тысяч россиян посетили Турцию, что на 24,8% больше чем в предыдущем. А по прогнозу на год нынешний, данный показатель достигнет 1,1 млн чел. И это притом что Турция граничит с Ираком, где войска американо-британской коалиции ведут полномасштабную войну.

    Данная цифра несопоставима с числом турок, приезжающих в Россию: в 2001-м таковых оказалось не более 100 тысяч. И среди них в основном были бизнесмены. А между тем, по заявлениям выступавших на  семинаре, наша страна имеет огромный туристский потенциал, но не использует его в полной мере. Общепризнанно, что туристский сектор в состоянии предоставить до 35% от общего объема услуг, продаваемых на международном рынке. Но, к сожалению, Россия получает не более одного процента от "пирога" доходов мирового туризма. Возможно, в этом виновата недостаточно масштабная рекламная кампания. Если некоторые западные страны ежегодно тратят на имиджевую рекламу по нескольку миллионов долларов (та же Турция), то Россия - не более $140 тысяч.

    К недостаткам, тормозящим развитие туризма в нашей стране, с полным основанием можно отнести и малое число всевозможных средств размещения, особенно "экономического" класса, наиболее востребованных у туристов. В той же Москве за последние годы были построены супердорогие отели, тогда как катастрофически не хватает гостиниц категорий 2* и 3*. То же положение и в Санкт-Петербурге, который не в силах в нынешнем юбилейном году принять всех желающих.

    Выступившие на семинаре в Москве турецкие бизнесмены заявили, что многие фирмы могут и хотят строить гостиницы в России. К настоящему времени готовые к осуществлению больших капиталовложений в гостиничный бизнес турецкие компании заключили договоры на возведение примерно 50 трехзвездных отелей до 2012 года. При этом правительство нашей страны должно уже сегодня принять меры, касающиеся стандартизации классификационной системы отелей, с целью достижения уровня мировых стандартов. Это касается не только столичных гостиниц, но и средств размещения в других российских городах, представляющих интерес для туристов.

    Участники семинара акцентировали внимание на развитии в России спортивного, религиозного, экологического видов туризма и на упрощении выдачи виз турецким гражданам. Они высказали пожелание, чтобы в дальнейшем было обеспечено более активное участие российских турфирм в выставках, проводимых в Турции. Необходимо стимулировать участие в форумах компаний обеих стран и всячески поощрять турецких и российских инвесторов, желающих вкладывать свои средства в развитие туризма. И с этой целью следует создавать различные модели финансирования и освобождать инвесторов от налогов.




Федор Юрин



  
















  










Еще статьи из категории Страноведение