>  Таиланд: бремя популярности

25.12.2013Таиланд: бремя популярности

Турпоток в Таиланд продолжает расти, россияне перестали ограничиваться Паттайей и связывать тайское направление исключительно с зимним сезоном. Казалось бы, хорошие новости. Однако не всё так просто. Желание участников рынка заработать на продажах туров в столь популярную «Страну Улыбок» и компенсировать потерю Египта может привести к прямо противоположному результату…

Больше разного Таиланда
Сначала о положительных тенденциях. По данным Управления по туризму Таиланда (ТАТ), за последние полгода Россия стала лидером среди европейских стран – поставщиков туристов в Таиланд. С января по июнь 2013 года страну посетили 910560 россиян, что на 35,7% превышает показатели за аналогичный период 2012-го. Наши соотечественники оставили позади туристов из Великобритании (441080 человек), Германии (387000 человек), Франции (306060 человек) и Швеции (232230 человек).
Информация, предоставленная туроператорами, тоже обнадеживает. «По сравнению с сезоном 2011/2012 в период с осени 2012-го по осень 2013-го турпоток вырос на 15%», – констатирует Марина Макаркова, руководитель отдела по связям с общественностью Coral Travel. «Объемы наших продаж увеличились на 30%, глубина при этом составляет один месяц», – говорит Денис Манжосов, специалист по Таиланду департамента маркетинга и PR компании «Анекс Тур». 30%-ный рост отмечает и Диана Степанова, директор по маркетингу «Натали Турс».
Еще одна хорошая новость – возросший интерес россиян к регионам, не пользовавшихся популярностью в предыдущие годы. По словам экспертов, спрос смещается в сторону тайских островов, таких как Самуи и Ко-Чанг. Номер один в рейтинге предпочтений в этом сезоне – Пхукет. Он, конечно, и раньше был востребован, однако сильно уступал Паттайе. Год назад Пхукет начал обгонять Паттайю, а теперь вырвался в абсолютные лидеры. Данный факт подтвердили многие туроператоры. «На первую декаду ноября до 20-х чисел продано 60% мест в Бангкок и 80% на Пхукет», – приводит пример Эльмира Латыпова, директор по туризму «Трансаэро Тур».
Всё чаще поступают заявки на курорты Краби, Као-Лак Хуа-Хин. Также туроператоры считают перспективными экскурсионные туры, в первую очередь по югу Таиланда, где удобно комбинировать пляжный отдых с познавательными поездками. «Поскольку наша основная программа базируется на прямых рейсах «Аэрофлота» на Пхукет, мы фокусируемся на экскурсионных турах по южному региону (провинция Краби, Панган). Такие программы обычно длятся 2-4 дня и включают осмотр природных и исторических достопримечательностей. А главное – отлично сочетаются с последующим пляжным отдыхом на Пхукете, Самуи или Краби», – приводит пример Ирина Юрина, ведущий специалист по ЮВА «Солвекс-Трэвэл». Разработками южных программ занимается и «Квинта Тур». «Это, к примеру, путешествие по провинции Краби, острову Ланте, Пхукету», – говорит Татьяна Ерёмина, менеджер отдела ЮВА компании «Квинта Тур». По мнению г-жи Ерёминой, самое интересное находится как раз на севере, однако там практически нет пляжей, курорты расположены в горах, часто выпадают прохладные дни, поэтому массовыми подобные предложения не сделаешь.
Впрочем, кое-кто из игроков предрекает неплохое будущее северной «экскурсионке». В частности, «Натали Турс». По словам Дианы Степановой, пришла пора агитировать российских туристов посетить города Чианг-Май и Чианг-Рай, популярные у европейцев. «Мы уже разработали три маршрута по северу: «Неизвестный Таиланд», «Золотой треугольник» и «Северная роза», – сообщила Диана Степанова.
Эльмира Латыпова добавляет, что стоит обратить внимание на западную провинцию Канчанабури, а также комбинированные маршруты типа Бангкок – Камбоджа, Бангкок – Мьянма.
Наконец, российские туристы оценили летний Таиланд. По статистике ТАТ, только в июне 2013 года в стране побывали 80160 наших соотечественников, что на 58% превышает показатели за июнь 2012-го. «Особенно много туристов из Сибири и с Дальнего Востока. На мой взгляд, это результат планомерной и целенаправленной работы ТАТ по продвижению летнего отдыха в «Стране Улыбок» вместе с ведущими туроператорами», – считает Роман Рыбаков, медиадиректор TEZ Tour. По мнению Дениса Манжосова, в первую очередь туры в летний Таиланд бронируют клиенты из Зауралья. «Летом много преимуществ: дешевле отели, меньше туристов. На некоторых курортах, например на Самуи, лето – высокий сезон, благодаря хорошим погодным условиям», – добавляет Диана Степанова. «Таиланд – страна круглогодичного отдыха, пришла пора сломать стереотипы, что лето там не сезон», – говорит Артур Хакимов, начальник отдела ЮВА компании DSBW tours.

Тьма самолетов
Но, к сожалению, не только радужные перспективы ожидают рынок. После закрытия туристического Египта практически каждый участник рынка заявил об увеличении в разы перевозки в Таиланд. Вот лишь несколько комментариев. Анна Подгорная, генеральный директор «Пегас Туристик»: «Мы усиливаем свое присутствие на тайском направлении, будет больше перевозки, частот, городов вылета». Марина Макаркова: «Наша компания запланировала 45%-ный рост объемов перевозки». Денис Манжосов: «Объемы нашей перевозки удвоены». А по словам Эльмиры Латыповой, основные игроки чуть ли не в три раза увеличили блоки на рейсах «Трансаэро» в Бангкок и Пхукет.
Что в итоге? Во-первых, номерной фонд в Таиланде окажется в дефиците. «Проблемы с местами в отелях уже есть. В высокий сезон их будет больше. Найти альтернативу можно, но это не всегда именно то, на что ориентировался клиент в прошлом сезоне. Поэтому о качественном отдыхе в Таиланде туристам в этом году придется позаботиться заранее. Выживет только тот, у кого есть выкупленные места в отелях, причем разной категории и на разных курортах. Мы об этом позаботились еще в начале мая», – комментирует Эльмира Латыпова. «Особенно сложно с размещением туристов на Пхукете, где ограничена отельная база. Мы, например, взяли точное количество гарантированных номеров под нашу перевозку в популярных гостиницах на весь сезон или периоды высокого спроса (Новый год, Китайский Новый год)», – продолжает тему Диана Степанова.
По мнению Артура Хакимова, именно с нереальным увеличением турпотока связаны ДТП в Таиланде. Одно из них случилось в октябре на реке Квай, где перевернулся экскурсионный автобус, пострадали 35 россиян. «Поточный» туризм сложнее контролировать, обеспечивать безопасность. «Подобное часто происходит в Турции и Египте», – добавляет Артур Хакимов. Впрочем, это частное мнение, и не все с ним согласны. Как заметила Анна Подгорная, ДТП не имеют национальности, они могут случиться в любой стране.
Есть и другое печальное последствие растущих аппетитов туроператоров – демпинг. Участники рынка пока надеются, что дело не дойдет до падения цен ниже себестоимости, однако вероятность велика, и туристы уже ждут этого момента. Они не спешат бронировать путевки в Таиланд, полагая, что скоро начнутся ценовые войны. Поэтому в нынешнем сезоне на тайском направлении не наблюдается такой глубины продаж, как год назад. «Продажи идут менее интенсивно, чем в 2012 году», – считает Артур Хакимов. «Мы не совсем довольны сентябрем», – признается Эльмира Латыпова.
Между тем власти Таиланда всерьез задумались о борьбе с удешевлением турпакетов. Еще летом Манит Бунчим, генеральный директор ТАТ в регионах Европы, Африки и Ближнего Востока, говорил о своей обеспокоенности избытком туристов-бюджетников, в то время как в Таиланде немало эксклюзивного продукта, рассчитанного на состоятельных путешественников. Пока неизвестно, какие именно меры примет ТАТ, но не исключено, что для российских туроператоров будут введены ограничения на продажу дешевых путевок, исключающих дополнительные траты внутри страны. «Это правильное решение. Вместе с падением цен падает и уровень качества в отелях, поскольку туроператоры зачастую давят на хотельеров, требуют скидки. При этом туроператоры не получают прибыль, агентства – комиссию, а турист возвращается домой недовольным. В результате проигрывают все», – подытожила Эльмира Латыпова.

Еще статьи из категории Страноведение