>  «Программное» развитие

16.09.2017«Программное» развитие

«Программное» развитие

В 2018 году завершается федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма (2011–2018 годы)». На смену ей должна прийти новая, рассчитанная на 2019–2025 годы, где будут определены приоритетные туристические направления, их основное назначение и регионы применения. В Федеральном агентстве по туризму (Ростуризм) эту программу курирует заместитель руководителя ведомства Николай Королёв. С ним и побеседовал корреспондент TTG Russia.

— Николай, будет ли новая программа действительно новой?

— Концепция новой программы уже фактически подготовлена, сейчас проходит процедура ее обсуждения на многих общественных площадках. Разрабатываемая ФЦП подразумевает очень важную составляющую — целеполагание: то есть на какие результаты и с какими показателями по итогам ее реализации мы должны выйти. Как нам рекомендуют Минэкономразвития и Минфин России, эти показатели должны быть считаемы, то есть их можно будет просчитать. К примеру, такой глобальный показатель, как повышение качества туристических услуг: цель вроде бы важная и понятная, но плохо «считаема».

— А как вообще можно «посчитать» качество?

— На этот вопрос отчасти дает ответ Росстат, который рекомендует оперировать конкретными показателями. Например, контролировать не абстрактный «туристский поток», а количество проживающих в средствах размещения, на койко-местах. Нетрудно получить и число самих средств размещения в конкретном регионе, количество налогов от деятельности туроператоров и турагентов, оборот гостиничной сферы и ряд других ключевых данных. Программа при этом определяет финансовые инструменты, которые должны способствовать развитию туристической отрасли: вкладывать рубль бюджетных денег, привлекая два-три рубля внебюджетных инвестиций, — вот ее задача. Чтобы инвестор вложился в гостиницу, государство должно предварительно создать сопутствующую обеспечивающую инфраструктуру — газ, свет, дороги.

— И не только это…

— Безусловно. Требуется также повышать квалификацию специалистов, работающих в туриндустрии. Другой блок вопросов, которые решает федеральная целевая программа, связан с продвижением турпродукта. Требуется отлаженная работа туристических информационных центров — ТИЦ, в том числе за рубежом, и особенно в расчете на масштабные мероприятия и события мирового значения.

— Сколько задач решает нынешняя федеральная целевая программа?

— Три основные задачи: создание туристической инфраструктуры, повышение качества обслуживания туристов, продвижение туристического продукта. В новой ФЦП ожидаются определенные изменения: будут обозначены еще две задачи, стоящие перед отраслью, а также уточнены их названия, цели и функциональное назначение, которые реализуются в настоящее время. Одна из них сформулирована следующим образом: «комплексное развитие туристической обеспечивающей инфраструктуры, туристических кластеров в соответствии со специализацией приоритетных туристических направлений». В связи с этим в новой программе мы определили географический каркас из пятнадцати приоритетных направлений развития туризма в стране.

— Можете привести конкретные примеры?

— Для Центральной России наиболее предпочтительной будет ориентация на культурно-познавательный туризм. Для Черноморского побережья — пляжный туризм с элементами оздоровления. Северный Кавказ, Кавминводы — в первую очередь оздоровительный туризм, с элементами горнолыжного отдыха. В регионах Большой Волги, от Твери до Астрахани, специализацией станет круизный туризм с культурно-познавательной составляющей. Есть поручение президента Российской Федерации о развитии территорий Арктики. Несколько направлений предусмотрено и на Дальнем Востоке страны: река Амур — круизный туризм, Приморский край и Владивосток — центр делового туризма, Сахалин и Камчатка — морские круизы.

— Как надо действовать региону, который хотел бы войти в ФЦП?

— В своей заявке в Ростуризм его представители должны наглядно показать, что ожидается большой турпоток. Для этого надо подготовить план территориального развития, указать, какие объекты туристической инфраструктуры намечено построить, кто будет выступать инвестором, какие суммы потребуются. Мы в свою очередь определяем специализацию кластера: к примеру, круизный туризм, поскольку так будет прописано в новой федеральной целевой программе. Это делается еще и потому, что многие маршруты носят межрегиональный характер, как, например, в кластере «Большая Волга», где по всей реке и на ряде ее притоков должна быть необходимая круизная инфраструктура. Мы как регулятор в сфере туризма определяем, что будет наиболее популярно и востребовано, а субъект Федерации уже выходит с инициативой в соответствии с нашей стратегической задачей. Это называется «целевой метод». Мы определяем каркас, регионы готовят документацию и привлекают инвесторов под исполнение намеченного.

— Какие планы предполагается реализовать в рамках новой ФЦП?

— Прежде всего, отмечу, что в новой программе появятся две дополнительные задачи, и одна из них — стимулирование общественных инициатив через механизм субсидирования и грантовой поддержки. В действующей ФЦП предусматривалось субсидирование по кредитам: мы были готовы погасить затраты сверх ставки рефинансирования, благодаря чему кредитные средства для предпринимателей получались заметно дешевле. Однако реализовать это в полной мере не удалось. Задача важнейшая, но она была заточена непосредственно под инфраструктуру туризма. Теперь же все расширено и включает, к примеру, оборудование и оснащение в гостинице либо ресторане, иные составляющие. Планируется предусмотреть в программе и субсидирование туроператоров. Это касается прежде всего низкого сезона или межсезонья, когда важно поддержать турбизнес, и потому вполне можно просубсидировать услуги для определенных возрастных и социальных групп — детей, пенсионеров. Также намечается выделять гранты на общественные и предпринимательские инициативы, направленные на развитие объектов туристической инфраструктуры, в том числе и на базе народных художественных промыслов. И последняя задача: создание, внедрение и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры управления туристической отраслью.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Страноведение