>  Марокко: Туриндустрию Марокко ждет большее будущее, если все пойдет по плану

03.03.2005Марокко: Туриндустрию Марокко ждет большее будущее, если все пойдет по плану

В середине января этого года в Марокко состоялась очередная пятая конференция по туризму. Из года в год этот форум мигрирует из одного города в другой, и на этот раз выбор пал на небольшой город Варзазат, который известен тем, что именно в его окрестностях снимались такие знаменитые голливудские фильмы, как «Клеопатра» и «Гладиатор». В Варзазате расположены несколько американских студий, и как только гигантам киноиндустрии требуется для съемок самый экзотический пейзаж пустыни — они тут как тут.

Но речь пойдет не о том, как и почему американские продюсеры любят марокканскую натуру, а об индустрии туризма этой страны, ее насущных проблемах и перспективах.

Король в городе

Национальный туристический форум Assises du Tourisme в этом году впервые за всю короткую историю его существования посетил сам король Мухаммед VI. Его Величество прибыл в Варзазат 13 января, и его появление парализовало жизнь маленького городка в пустыне. Местные жители, собравшиеся в огромном количестве за железными ограждениями, радостно приветствовали кортеж коронованной особы. Доступ в конгресс-центр был «опутан» сотрудниками спецслужбы и полицией. Категорически было запрещено проносить мобильные телефоны и фотокамеры. Для журналистов это была первая, но не последняя, проблема на этом форуме. Корреспондент TTG прибыл заблаговременно на церемонию открытия, но 40 минут ожидания не показались целой вечностью. За это время можно было улицезреть, как красно-золотое кресло его величества и пространство вокруг него опрыскивались освежителем воздуха. Запах розового масла «докатился» до привилегированных рядов, где восседала пресса.

Наконец ровно в 12 дня наступил самый волнующий момент — появился король. Все встали. С приветственной речью к Его Величеству обратились премьер-министр Марокко и министр по туризму.

В 2001 году, когда форум проходил в Марракеше король Мохаммед VI поставил перед своими согражданами совершенно непосильную задачу в области туризма: в 2010 году страна должна принять 10 млн туристов и обзавестись 160 тыс. дополнительных мест в отелях. Ожидается, что новый проект 2010Vision привлечет около €9 млрд инвестиций в индустрию туризма и поможет создать 600 тыс. новых рабочих мест.

Заграница нам поможет

Уникальность Марокко как страны, которая стоит особняком от своих соседей по Магрибу и от Египта, известна давно. Страна, где органично переплетается несколько культур, давно завоевала сердца туристов всего мира. Самобытность и колорит, богатейшая культура, национальные особенности каждого региона, природные ландшафты, разнообразный климат — все это ежегодно привлекает в Марокко более 5 млн туристов. Но все преимущества перед соседями должны быть подкреплены хорошо развитой гостиничной и курортной базой, а также разветвленной сетью полетов национального перевозчика и, более того, человеческими ресурсами — обслуживающим персоналом. 10 млн туристов должны как-то долететь, где-то жить и кто-то их должен обслуживать.

До 2010 года в Марокко будут созданы четыре новых курорта при поддержке иностранных инвесторов. Средиземноморский курорт Saida/Berkane будет создан за счет испанского инвестора — компании Faseda (28 тыс. мест). Бельгийско-французско-голландский альянс Thomas Piron/L’Atelier/Accor-Risma/Colbert Orco добавит еще 8700 мест на курорте Mogador Могадор (рядом с Эс-Сувейрой на атлантическом побережье). Два других проекта также будут связаны с океаническим побережьем. Это курорт Mazagan/El Jadida на 8 тыс. мест рядом с Касабланкой (инвесторы из Марокко и ЮАР) и далее самый «северный» атлантический курорт Lixus/Larache, который будет создан за счет бельгийско-голландских компаний Thomas et Piron и L’Atelier/Orco (12 тыс. мест). Также претерпят изменения известный курорт Агадир, культовый Марракеш, не будет забыта Касабланка. Там будут построены новые отели и курорты. Официальный анонс в отношении Агадира во время форума сделал сам Мишель Френзель Michael Frenzel, председатель совета директоров TUI. Немецкий концерн решил совершить бросок на марокканское побережье и выбрал уже раскрученное место для строительства Robinson Club. В кулуарной беседе с корреспондентом TTG после вопроса о том, как обстоят дела с экспансией на российском рынке, г-н Frenzel несколько смутился. Как говорится, летний сезон покажет.

Номерной фонд также увеличится в таких знаменитых городах, как Фес, Мекнес, а также в уже небезызвестном нам Вазазате и столице Марокко — Рабате.

Европа впереди России и Китая

Картина с проектами более или менее ясна, но напрашивается следующий вопрос: откуда Марокко планирует «взять» столько туристов? Это была ключевая тема пресс-конференции, которая состоялась в рамках форума. На вопрос корреспондента TTG о том, когда наконец Министерство по туризму серьезно заинтересуется российским рынком, министр Adil Douri заявил: «Мы в этом году будем акцентировать свое внимание на пяти приоритетных рынках, коими являются Франция, Германия, Испания, Великобритания и страны Бенилюкса. Хотел бы отметить, что еще несколько лет назад мы уделяли внимание только Франции, и о рекламной кампании в других странах мы даже и не думали. Но постепенно мы расширяем сферу своей деятельности и осваиваем другие рынки. Безусловно, следующими странами, где мы будем активизировать свою деятельность, станут Россия и Китай». Пока скупые цифры марокканской статистики показывают, что из России в Марокко приезжает всего 8 тыс. туристов в год.

Президент национальной федерации по туризму Jalil Benabbes-Taarji приоткрыл некоторую завесу в отношении отелей высокой категории, которые в последующие 3 года появятся в Марракеше. На вопрос корреспондента TTG о том, какие известные гостиничные цепочки категории deluxe планируют открыть гостиницы (ведь не «Аккором» единым должна прирастать туриндустрия Марокко), он сказал, что The Ritz-Carlton и Four Seasons заявили о своих планах открыть отели в Марракеше.

Состав Moroccan National Tourism Office в прошлом году претерпел некоторые изменения. Abbas Azzouzi возглавил ONMT и сменил г-жу Benis. Он планирует приехать на MITT и свежим взглядом оценить потенциал нашего рынка. Венский офис ONMT возглавляемый г-ном Hajoui будет продолжать бороться «за место под солнцем» и выступит на нашем туристическом форуме с национальным стендом. Однако вернемся к форуму, который прошел в Варзазате.

«Принцесса» и король

Форум не форум, если в нем нет кофейных пауз. В Марокко кофе не умеют готовить, но зато там есть прекрасный чай. Поэтому во время перерыва между сессиями и не только участники с большим удовольствием покидали «надушенный» зал и отправлялись под тенты пить божественный ароматный напиток. Яркое солнце пустыни не оставляло никого равнодушным, особенно нашу скромную делегацию из «северных» стран. Поскольку в Марокко, как и в любой арабской стране, есть культ еды, то перерывы на отдых после утомительных сессий скрашивались пышными ланчами, а вечернее время отводилось не менее обильным приемам.

День отъезда нашей группы 16 января, впрочем, как и других участников, сложно будет забыть, потому что именно в этот день Его Величество решил покинуть Варзазат. Король есть король. Его безопасность — это безопасность нации. Наш рейс в Касабланку должен был вылететь в 13.00.

Естественно, заблаговременно рассчитавшись в отеле за дополнительные услуги, я решила осведомиться, где же наш трансфер в аэропорт? (По поводу отеля хочется добавить, что персонал был гостеприимный, но ночные холода никак не скрашивали мое проживание в трех не отапливаемых звездах). В одиннадцать часов дня мною овладело беспокойство: автобус в аэропорт задерживался на неопределенное время. Поскольку Варзазат — это все-таки большая деревня, где всю информацию можно было узнать на улице, то следующий шаг из лобби отеля был сделан на улицу. Полицейский сообщил мне, что все дороги блокированы до 13.00 в связи с отъездом короля. «Тебе, принцесса, не светит добраться в аэропорт в ближайшие три часа», — весело сообщили они мне.

Через 10 минут был найден минивэн с расторопным водителем, который за €5 согласился отвезти меня и двух журналисток из Австрии в аэропорт. Подбить на такой поступок коллег, особенно из очень цивилизованной страны, было сложно, но отсутствие какой-либо информации и билеты на руках сделали свое дело. Пять раз нас останавливала полиция, но водитель был солидарен с нами и так проникся нашей проблемой, что за короткое время по задворкам и ухабам он проник на территорию, близкую к аэропорту. Оставался только один полицейский пост. Но нам повезло, и бербер-полицейский милостиво пропустил нас. Двойной тариф обрадовал нашего шумахера, и мы стали выгружать багаж, который нам пришлось нести целый километр на себе на глазах у тысячи зевак, которые стояли за железными ограждениями и ждали короля. Надо отдать должное полиции — нас никто не остановил во время нашего пешего похода в аэропорт. Единственное, чего я не учла в своем плане, это того, что не только дороги были блокированы в Варзазате, но и его ясное голубое небо.

Как я рад, как я рад, я покидаю Варзазат

Все рейсы были отменены, и аэропорт не принимал самолеты из Касабланки. Пустая воздушная гавань пустыни встретила нас несколькими зеваками и пассажирами, которые с раннего утра ждали своего рейса. Регистрация на рейсы была закрыта. Время текло медленно. Но, по крайней мере, мы владели хоть какой-то информацией и видели, что происходит в городе, который просто парализовало. Само самой разумеется, на стыковочный рейс в Цюрих мы опоздали. Далее стоял вопрос: как и через «что» лететь. В 13.00 кортеж проследовал на взлетную полосу, где заблаговременно были постелены красные дорожки. Король улетел. В аэропорту остались его подданные, бедные туристы и часть участников конференции.

Перед тем как лететь в Марокко, я достаточно долго искала удобные варианты перелета, и самым идеальным стал с точки зрения стыковок полет моим любимым SWISS и далее Royal Maroc. Наш обратный путь лежал через Париж. В Касабланке нам предоставили Business Class Lounge и через три часа отправили лайнером Air France в столицу Франции. В ночное время удручающее впечатление производит терминал в аэропорту им. Шарля де Голля, откуда улетает «Аэрофлот» и где закрывается единственное кафе и магазины. Наконец после двухчасовой стыковки мы отправились на борт родного «Аэрофлота», где усталые, но вежливые стюардессы были милы и задумчивы.

Рано утром самолет приземлился в заснеженной стране. Так закончилось наше путешествие в мандариновую державу. Хотя, наверное, нужно было воспользоваться случаем и скоротать денек-другой в Касабланке, в городе, который засыпает в 5 утра, или остаться в Варзазате и снова отправиться на сафари на новеньком джипе за €30 по пересохшим руслам рек и вдыхать ароматный и неповторимый запах пустыни.

Елена Ветрова

Еще статьи из категории Страноведение