>  Hurtigruten — все тепло холодных странствий

01.10.2012Hurtigruten — все тепло холодных странствий

Hurtigruten — все тепло холодных странствий

     Норвежская круизная компания Hurtigruten хорошо известна российским поклонникам этого вида отдыха, хотя осваивать наш рынок путешествий она активно начала всего четыре года назад. Однако нестандартные морские странствия, которые компания предложила искушенной российской публике, просто не могут оставить равнодушными истинных круизеров. Hurtigruten при этом рассчитывает именно на тех любителей водных странствий, которые уже не раз бывали в традиционных морских турах и теперь готовы попробовать что-нибудь принципиально новое. И это новое — круизные походы в самых высоких и самых низких широтах. Проводит компания и специализированные теплоходные путешествия, получившие название «экспедиционные круизы». Ее турпродукт, отмечают специалисты, существенно отличается от классических морских круизов, и прежде всего тем, что рассчитан на людей, желающих побывать в отдаленных девственных уголках планеты, на тех, кто хочет как можно больше узнать, испытать истинный восторг, подобный тому, который испытывали первооткрыватели.
НАЧАЛО…
     Компания, ставшая теперь уже круизным холдингом Hurtigruten ASA, была создана норвежским капитаном Ричардом Уитом еще в XIX веке — в 1893 году. В 2013 году будет отмечаться юбилей: 120-летие со дня ее образования. Hurtigruten, что в переводе означает «Быстрый маршрут», создавалась как транспортногрузовая пароходная компания. В ее задачу входила организация оперативного сообщения центра страны с удаленными от него поселениями, обосновавшимися вдоль моря. Намеченное удалось осуществить. Таким образом, сама судоходная компания, ставшая, по сути, национальной, и вся ее история неразрывно связаны с морской линией, проходящей вдоль почти всего побережья Норвегии.
     Время шло, менялись морские суда, корректировались маршруты, а Hurtigruten успешно продолжала свое плавание в прибрежных водах. Лишь в 80-х годах ХХ столетия политика компании существенно изменилась. Морской перевозчик, следуя веяниям нового времени, начинает все больше внимания уделять турбизнесу. Со стапелей сходят построенные по его заказу лайнеры, крупнее и роскошнее прежних, они имеют на борту все необходимое для проведения полноценных и комфортабельных круизов.
     Огромный опыт, накопленный Hurtigruten в судоходстве, позволил решить важнейший вопрос обеспечения безопасности пассажирского плавания и на Крайнем Севере, и на юге Мирового океана. Это стало залогом успешного перехода компании от выполнения обычных транспортно-пассажирских перевозок к организации круизных, а затем и экспедиционно-коммерческих маршрутов. Однако и сегодня суда компании на норвежских линиях одновременно выполняют вторичную задачу по перевозке местных пассажиров и грузов на линиях между вторым по величине городом страны и ее северными регионами.
ФЛОТ МОРСКИХ СТРАНСТВИЙ
     Теперь уже самые современные круизные лайнеры Hurtigruten, как и более ста лет назад, продолжают курсировать по маршруту общей протяженностью около 2700 км, идущему от Бергена до Киркенеса. В настоящее время флот компании состоит из 12 круизных теплоходов, в том числе и тех, что были созданы в 1993–1997 годах: Polarlys, NordNorge, Nordkapp, Nordlys, Richard With и Kong Harald. Есть морские суда и более ранней постройки — Lofoten, Nordstjernen и Vesteralen, которые уже можно назвать «историческими». Не так давно они прошли полную реновацию. Далее идут комфортабельные лайнеры Midnatsol и Trollfjord, рассчитанные на перевозку примерно 650 пассажиров, как и большинство других теплоходов компании. Два этих «систер-шипа», как называют идентичные суда моряки, отправились в первое плавание в 2002 и 2003 годах. И наконец, флагман Hurtigruten — океанский лайнер Fram, на борту которого могут разместиться 318 пассажиров, вышел на большую воду в 2006 году. Именно он выполняет основной объем экспедиционных круизов. Все лайнеры имеют ледокольное усиление, которое в регионах их плавания бывает необходимо.
     Каждый теплоход имеет индивидуальный стиль. Их уютные внутренние помещения имеют уникальный дизайн, основными элементами которого стали произведения искусств норвежских мастеров. Пассажиры размещаются в удобных каютах самых разнообразных категорий — от просторных Королевских сьютов, в том числе с балконом, до стандартных внутренних кают, с окнами или без. Каждая каюта оснащена туалетом и душем, кондиционером, отоплением, телевизором, холодильником. На лайнерах работают рестораны, кафе, бары, магазины, конференц-залы, на большинстве из них есть панорамные салоны, комнаты для детей, а также джакузи и спортивные или фитнес-залы.
     Кроме регулярных морских рейсов вдоль побережья Норвегии, теплоходы Hurtigruten выполняют круизные походы и в другие холодные регионы нашей планеты: на Шпицберген, в Гренландию, Исландию, Арктику и даже к берегам Антарктиды. Каждое из этих направлений требует отдельного обстоятельного рассказа. Отметим лишь, что обслуживает маршруты, которые выполняются как экспедиции, наиболее молодая и комфортабельная флотилия компании. Однако круизная классика Hurtigruten — это маршрут, пересекающий Северный полярный круг и соединяющий Берген и Киркенес.
ВДОЛЬ НОРВЕЖСКИХ БЕРЕГОВ
     Отправляясь в круиз из Бергена или Киркенеса, путешественник может за 12 суток пройти вдоль почти всей морской границы Норвегии и вернуться обратно. При желании он может выбрать поездку в одну сторону: 7-дневную Берген — Киркенес или 6-дневную Киркенес — Берген. Более того, у туристов есть и другая уникальная для круизных туров возможность: выбор маршрута и его продолжительности на любом отрезке водного пути между имеющимися 30 портами захода, что, безусловно, очень удобно. Однако обычно туристы предпочитают пройти по всему морскому направлению, по которому лайнеры компании, что немаловажно, отправляются ежедневно и круглогодично.
     Между самым южным портом города Бергена и самым крайним на маршруте Киркенеса можно увидеть много интересного. В первую очередь это, конечно, многочисленные небольшие норвежские городки, встречающиеся на линии, — неброские на первый взгляд, но очень самобытные. В Киркенесе, к примеру, расположенном рядом с российской границей, путешественники осматривают выстроенный изо льда и снега «Снежный отель», ужинают в его ресторане Gabba, а также посещают Национальный парк Pasvikdalen или отправляются на сафари, причем не совсем обычное — «крабовое», а при желании катаются на собачьих упряжках.
     В каждом порту захода можно превосходно провести время. Так, лайнеры останавливаются в самом северном городе Европы Хаммерфесте, или в Тромсё, где находится напоминающий айсберг 40-метровый Арктический собор, или в первой столице Норвегии Трондхейме. А из Харштада в Сортланд, пока судно идет между этими пунктами, можно проехать на автобусе, чтобы увидеть живописнейшие острова Североатлантического архипелага, где природа гармонично сливается с творениями человека эпохи викингов, средневековая и современности. Крупнейший на побережье город Берген, где начинаются либо заканчиваются круизы, известен своим старинным центром, находящимся под охраной ЮНЕСКО. Это лишь малая толика того, что ждет круизных туристов.
     Не придется им томиться и во время движения в открытом море. Впрочем, вряд ли его уместно так называть, поскольку лайнер не удаляется далеко от берега, и туристы могут невооруженным глазом обозревать «проплывающие» виды спокойной и удивительно красивой северной природы. Кроме того, не обязательно отправляться в круизное плавание именно летом, когда флора и фауна этих суровых мест ненадолго оживает. Свои неповторимые красоты есть и у зимнего времени — например изумительное северное сияние. Но первое место по популярности, причем вполне заслуженно, безусловно, принадлежит знаменитым норвежским фьордам.
Иной раз доводилось слышать, что на судах Hurtigruten ничего, кроме тихих «пенсионерских радостей», не встретишь. Это вовсе не так. Конечно, на борту не увидишь безудержного массового веселья, нет казино и дискотек, не стоит также ожидать и многочисленных шоу-программ. Тем не менее отдых в ресторане с караоке и танцами никто не отменял. Другое дело, что проходит все это в более спокойной и даже, можно сказать, домашней атмосфере.
ОНИ ВЫБРАЛИ HURTIGRUTEN 
     Основную и весьма значительную часть клиентов Hurtigruten сейчас составляют туристы. Хотя на лайнерах, курсирующих между Бергеном и Киркенесом, можно встретить и обычных пассажиров из местных жителей. Суда также перевозят некоторые грузы и автомобили. Что касается именно путешественников, то их основную массу составляют как сами норвежцы, так и граждане других стран Скандинавии, а также Германии, Великобритании.
     На круизный рынок России норвежская компания официально вышла в начале 2008 года. Однако уже к тому времени по норвежским маршрутам Hurtigruten ежегодно отправлялось более тысячи российских туристов, а за прошедшее время их количество увеличилось более чем в три раза. И хотя на фоне общего годового потока Hurtigruten, составляющего полмиллиона человек, этот показатель совсем невелик, начавшийся рост, причем достаточно существенный, не прошел незамеченным для руководства круизной компании. В качестве цели намечено довести российскую долю до 2% от общего пассажиропотока.
     Все больший интерес к морским походам Hurtigruten проявляют и российские туроператоры. Наибольшего успеха среди них, как в реализации круизов, так и в продвижении самого продукта, достигли специализированные круизные агентства и операторы по Норвегии. А дальше других в непростом деле пропаганды предложений норвежского судовладельца пошла туроператорская компания «Джаз», организовавшая в нынешнем году участие в круизе Киркенес — Берген нескольких групп российских журналистов.
Игорь Горностаев