> 
 >  Железнодорожный бизнес встает на новые рельсы

18.05.2016Железнодорожный бизнес встает на новые рельсы

Железнодорожный бизнес встает на новые рельсы

Железнодорожный транспорт преображается. После долгих лет пребывания на второстепенной позиции после авиаперелетов сегодня он становится более практичным, доступным и во многом даже более комфортабельным вариантом для путешествий и деловых поездок. Для агентств и ТМС именно ж/д услуги могут стать новым источником дохода, который имеет большой потенциал.

Масштабные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, динамическое ценообразование, возможности бронирования через цифровые каналы, центральное местоположение вокзалов практически в любом городе, программы лояльности — всё это стимулирует спрос в сегменте пассажирских ж/д перевозок. Для агентств и ТМС, которые оказались в непростом положении из-за нестабильности рынка и меняющейся политики авиакомпаний, именно железнодорожные услуги могут стать новым источником дохода, который имеет колоссальный потенциал. По данным Ростуризма, в 2015 году в России отдохнули 50 миллионов российских туристов, что на 18% больше, чем в 2014-м. По прогнозам Ростуризма, в 2016 году эта тенденция сохранится и рост внутреннего туризма может составить около 30%. Основным видом транспорта для поездок по стране остаются железные дороги, однако усиление конкуренции с авиакомпаниями стимулирует ж/д отрасль к изменениям. Сегодня мы уже наблюдаем качественное улучшение сервиса на железнодорожном транспорте. В поездах появились современные интерьеры, ТВ, Wi-Fi, детские зоны, места для пассажиров с ограниченными возможностями, а для деловых людей — различные категории купе повышенной комфортности, опции заказа специального питания, бронирования переговорных купе и другие.

На ключевых бизнес-направлениях из Москвы были запущены комфортабельные высокоскоростные поезда «Сапсан», «Стриж» и «Ласточка», которые пользуются большим спросом у деловых путешественников. По данным ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), в 2015 году высокоскоростные поезда «Сапсан» перевезли около 4 млн пассажиров, что на 16% больше, чем в 2014 году, а дневные скоростные поезда «Стриж» и «Ласточка» — более 2 млн человек на маршруте Нижний Новгород — Москва, что на 14% больше, чем в 2014-м. Изменения произошли и в сфере дистрибуции: это динамическое ценообразование на ж/д билеты по России и за рубеж, разнообразные программы лояльности («РЖД-Бонус», дорожные карты «Сапсан» и другие), онлайн-инструменты и приложения для бронирования ж/д билетов.

По данным компании «УФС», объем российского рынка билетов на поезда дальнего следования оценивается в $13,5 млрд. Несмотря на то что в России, как и в Европе, подавляющая часть железнодорожных билетов реализуется самим перевозчиком через офлайн-каналы, отмечается стабильный рост продаж билетов через Интернет и мобильные приложения. По этим показателям Россия уже вплотную приблизилась к европейским странам, где порядка 30% всех ж/д билетов продается через онлайн-сервисы. Всё это говорит о том, что, несмотря на активное развитие внутреннего авиасообщения, спрос на ж/д перевозки в России остается высоким и перед агентствами и ТМС, которым сегодня чрезвычайно важно найти альтернативу доходам от авиабронирований, открываются новые возможности. Более того, у них уже есть все необходимые инструменты, чтобы продавать ж/д услуги как неотъемлемую часть поездки. Во-первых, за последние годы существенно выросло количество ж/д перевозчиков в GDS. К примеру, в Sabre доступно более 37 операторов железнодорожных сетей Европы и Северной Америки, включая SNCF (Франция), Amtrak (США), SJ (Швеция), RENFE (Испания), TheTrainline (Великобритания) и другие. Во-вторых, постоянно совершенствуются технологии для бронирования услуг, формирования мультимодальных путешествий и управления поездками.

Глобальная технологическая компания Sabre и компания «УФС» создали еще одно важнейшее условие для развития отрасли, впервые открыв агентам доступ к контенту АО «ФПК», ОАО «РЖД» и других российских перевозчиков через систему Sabre GDS. Это стало возможным благодаря интеграции двух систем: Sabre и УФС. То есть теперь агенты могут просматривать самую актуальную информацию о тарифах и свободных местах на поездах и бронировать железнодорожные билеты по России и за рубеж в привычном режиме — как авиаперелеты и отели. Интуитивно понятный графический интерфейс системы Sabre делает процесс выбора и покупки, а также изменения / возврата железнодорожного билета максимально простым и быстрым, а синхронизация PNR между системами бронирования позволяет легко добавлять ж/д сегменты в маршрут клиента. Еще одно преимущество использования одной системы для бронирования всех услуг — единый документооборот и отчетность, что для агентств и ТМС не менее важно.

Инновационные технологии позволяют агентствам и ТМС не только быстро адаптироваться к новым условиям рынка и оптимизировать бизнес, но и открывают для них новые ниши и источники дохода. Модернизация железнодорожного транспорта в ответ на потребности современных туристов и корпоративных путешественников вкупе с активным развитием рынка внутреннего туризма говорят о том, что при грамотном позиционировании железнодорожных перевозок в качестве дополнительной услуги агентства и ТМС имеют все шансы выгодно отличаться от конкурентов, повысить уровень лояльности клиентов и получить дополнительный доход.

Еще статьи из категории GDS/CRS