TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




Главная
GDS/CRS

01.07.2007 Электронный билет и электронные продажи

Реализация товаров и услуг через Интернет становится все более востребованной, как в мире, так и в России. Что касается туризма, то здесь образцом может служить электронный билет — e-ticket, который сейчас активно вводят ведущие российские авиакомпании, поскольку, как известно, с начала следующего года мировая индустрия воздушных перевозок должна перейти на безбумажные технологии

О том, как проходит этот процесс, находящийся уже на завершающем этапе, а также о положении дел в других транспортных и гостиничных областях мы попросили рассказать члена общественного совета Министерства транспорта РФ по развитию гражданской авиации, руководителя группы взаиморасчетов Игоря Зворыкина. Игорь Эдуардович — человек, хорошо известный в турбизнесе, прежде руководивший туроператорской фирмой «Академсервис», сейчас владеет компанией «Телефлот», занятой выпуском интернет-продуктов.

— В каком состоянии сегодня пребывает программа создания электронного билета в России?

— Первый приказ о выпуске электронного билета был подписан в июне прошлого года, но на этапе согласования Министерством юстиции было обнаружено много юридических изъянов в предлагаемой модели. В результате окончательно программа была утверждена министром транспорта Игорем Левитиным в январе нынешнего года. Однако препятствия для его функционирования до сих пор остаются. И главное из них заключается в одном нелепом моменте. В Федеральном законе прописано, что клиенту при оплате кредитной картой необходимо вручать контрольно-кассовый чек. А значит, по бухгалтерским ведомостям в тот же день эта операция должна быть проведена по соответствующим счетам бухучета. Но выдать чек клиенту, приобретшему билет на сайте, далеко не всегда возможно. Это и стало серьезным препятствием для развития массированных электронных продаж билетов авиакомпаниями, равно как гостиницами и туроператорами. Отсюда получили развитие многие модели, связанные с микроплатежами, методами так называемого холдирования, прямые же платежи пока что нелегитимны на 100%. Однако, как я считаю, эта проблема должна быть решена законодательными органами до конца нынешнего года. Хотя бы в связи с тем, что в Европе и США с 1 января следующего года заканчивается хождение бумажного авиабилета. И если российские авиакомпании не успеют к сроку, то это приведет к снижению их конкурентоспособности: иностранные перевозчики в режиме e-ticket смогут торговать на территории России в неограниченном количестве, в то время как наши компании будут иметь определенные юридические затруднения.

— И это единственное объективное препятствие?

— По большому счету, да. Главное, нет никаких сложностей в технологическом плане. Все представленные на рынке системы бронирования имеют развитые средства веб-продаж авиабилетов с он-лайновыми оплатами по кредитным картам. Причем западные системы решили все эти вопросы еще лет пять назад. У них различаются характеристики с точки зрения качества, но в принципе все системы функциональны, работоспособны и для клиентов тут каких-либо проблем не предвидится.

— Можете дать сравнительную оценку технологического уровня продаж электронного билета этими системами бронирования?

— Хороший движок для электронных продаж у «Амадеус». Движок «Галилео» до последнего времени был весьма слабым, в первую очередь потому, что ее система бронирования имела неважную синхронизацию тарифов и доступности мест с «Аэрофлотом». Но теперь «Галилео» ситуацию выправила. Однако рынок за это время оказался настолько плотно занят «Амадеусом» и «Сейбром», что протиснуться на него будет достаточно непросто. Великолепный движок был разработан несколько лет назад компанией «ТАИС» к системе «Сирена 2.3», который используется «Авантиксом» для продажи внутренних перевозок через сайт. У «Сирены-2000» разработки на эту тему ведутся с чрезвычайно высокими амбициями.

— Теперь давайте перейдем к более близкой вам гостиничной тематике.

— Действительно, электронными авиабилетами я занимаюсь в большей степени на общественных началах, хотя мы и поставляем отдельным авиакомпаниям минимальные технологические компоненты. Что же касается он-лайн-бронирования гостиниц, то это основная деятельность моей компании. Среди клиентов «Телефлота» — ведомственная сеть санаториев РЖД, а также Минздрав и ряд других ведомств. И в июне нами закончено пилотное внедрение уникального для России гостиничного продукта. Создана интернет-система, являющаяся полным аналогом GDS. В ней есть все функции, которые присутствуют в любой глобальной системе, но она сориентирована на одну отдельно взятую гостиницу. То есть это компактный, хотя и очень насыщенный электронный продукт — современные средства разработки позволяют сделать GDS для одного отдельно взятого объекта. На Западе такой программный продукт начал распространяться год-два назад, и сегодня он очень популярен.

— И как работает ваш электронный продукт?

— Гостиница ставит программу себе на веб-сайт, и клиент, зайдя на него, получает возможность не просто оформить заявку, которая придет в виде электронного письма, но может сформировать полноценную бронь, оплатить ее по кредитке. Для гостиницы бронирование проходит без дополнительных трудозатрат, что позволяет экономить значительные средства и, что самое существенное, увеличивает объемы прямых продаж, тем самым повышая ее доходность. Сегодня это особенно актуально, поскольку гостиницы в Москве, Питере и других центрах заполняются довольно хорошо, и перед ними стоит задача лишь увеличения дохода, а не процента загрузки. Именно доход можно поднять за счет роста прямых продаж, что позволяет сделать наша система. Мы можем обеспечить стыковку с любым процессинговым центром или любой платежной системой под запросы гостиниц, под все формы электронных оплат — это может быть холдирование, или прямое списание, или же простая валидация. Обеспечивается и автоматическое снятие штрафных санкций в случае незаезда клиента, что весьма актуально при интернет-продажах. Система уже применяется в отелях «Метрополь» и «Шереметьево», через некоторое время начнется ее внедрение в других местах. И уже в этом году, я думаю, мы охватим несколько десятков гостиниц.

— Сложностей, подобных тем, что встречаются с электронным авиабилетом, здесь не испытываете?

— Есть юридическая проблема с контрольно-кассовым чеком, но в гостиничном варианте она решается гораздо легче. Если коротко, то чек всегда выписывается и хранится, а при необходимости вручается адресату.

— А как обстоят дела с электронным бронированием на российских железных дорогах?

— Я достаточно плотно общаюсь с дружественной нам компанией УФС, выпустившей в прошлом году электронный билет ОАО РЖД. У них, насколько я знаю, все идет превосходно. Единственное, в авиации регистрация пассажиров проходит на любой стойке регистрации в аэропорту, а в РЖД эти функции, по сути, должен выполнять проводник в каждом вагоне. Поэтому для железнодорожников введение безбумажной технологии гораздо сложнее, чем для авиакомпаний, поскольку внедрить электронную идентификацию в каждом вагоне весьма проблематично. Так что, по большому счету, электронного билета РЖД пока не существует. Есть отличные программы он-лайн-бронирования и оплаты, но в итоге для посадки в вагон пассажиру все равно пока приходится получать бумажный билет.

— С другой стороны, можно ли считать, что российские авиакомпании сегодня тоже оперируют «классическим» электронным билетом?

— В принципе основные авиаперевозчики уже внедрили e-ticket как инструмент продажи. Но электронный билет — это мощная отраслевая модель. Для того чтобы человек, купивший его, мог зарегистрироваться на рейс по паспорту, в аэропорту должна стоять так называемая DCS — система контроля отправок. Это довольно сложное всемирное взаимодействие крупнейших систем бронирования с системами регистрации аэропортов. И на сегодня системы DCS установлены далеко не во всех воздушных портах России. В настоящее время идет их повсеместный и спешный монтаж.

— Как на ваш взгляд — успеют их установить к контрольному сроку 1 января?

— В большинстве случаев наверняка успеют. Как минимум 60 российских аэропортов будут использовать те или иные системы DCS.

Подготовил
Игорь Горностаев