>  Речные и морские круизы прошедшего лета

16.09.2017Речные и морские круизы прошедшего лета

Речные и морские круизы прошедшего лета

© Royal Caribbean

Внутренние круизы: вмешались погодные условия

Погода явно не баловала россиян в прошедшем высоком сезоне. Его холодное и дождливое начало отпугивало и туристов, которые собирались отправиться в речные путешествия. Впрочем, больше половины мест на круизных судах бронировались заранее, прежде всего на дальних и средних маршрутах, а отказов от поездок, по словам представителей туристических компаний, практически не было, хотя речные круизы — один из самых зависимых от метеоусловий видов туристического бизнеса. Более того, еще до улучшения погоды в конце июля круизные операторы сообщили, что объемы их продаж остались на прошлогоднем уровне и даже несколько выросли — тоже неплохой результат, хотя фрахтователи и судовладельцы в начале навигации надеялись на большее. Что касается второй, гораздо более теплой и не особо дождливой половины сезона, то, как поспешило сообщить в самом его начале руководство ФГУП «Канал имени Москвы», спрос на путешествия по воде сразу же вырос почти на четверть.

Из сообщения компании «Мостурфлот» известно, что число бронирований мест на речных теплоходах в нынешнем году возросло на 5–10%. Она вместе с операторами «ВодоходЪ» и «Инфофлот» входит в профессиональное объединение «Речной альянс», контролирующее более 60% рынка внутренних круизов. Как отметила заместитель генерального директора «Мостурфлота» Светлана Гончарова, еще до августа объемы продаж оператора были больше прошлогоднего уровня, причем спрос на речной лоукостер «Княжна Анастасия» (проект 302) вырос почти вдвое. При этом в навигацию-2017 на российском рынке не работали два наиболее комфортабельных теплохода компании: «Княжна Виктория» (проект 302) и «Александр Грин» (проект PV08). Да и лето год назад было гораздо лучше нынешнего. Так что, по словам Светланы Гончаровой, если бы нынешний сезон выдался таким же теплым и сухим, то пассажиров у «Мостурфлота» было бы на 15–20% больше — за счет тех мест, которые не были заполнены в мае и июне.

Уровень продаж речных круизов, как считает председатель совета директоров «Инфофлота» Александр Соснин, оказался поначалу чуть хуже предшествующего, но далеко не критичным. Интересно, что хуже всего загружались суда в Москве, в Петербурге же спрос сохранился на прошлогоднем уровне. Как сообщил генеральный директор компании «Инфофлот Москва» Андрей Михайловский, в мае и начале июня наблюдалось некое «притормаживание» продаж, но потом все восстановилось.

По мнению коммерческого директора компании «ВодоходЪ» Андрея Смолина, недополученная прибыль от непроданных туров в начале летнего периода составила 7–10% от общего объема. Круизные продажи компании в это время все равно остались на прошлогоднем уровне плюс-минус 2–3%. В навигацию-2017, отметил Андрей Смолин, повышенный интерес клиенты «Водохода» проявляли к речным поездкам между двумя российскими столицами.

Международные круизы: возвращение к докризисному уровню

Буквально все операторы российского рынка морских круизов отмечают рост спроса и продаж, а также возросшую популярность этого вида отдыха, причем как у россиян, так и у зарубежных туристов. Отечественная круизная отрасль, таким образом, отходит от финансовых трудностей, наблюдавшихся последние два года, постепенно стабилизируясь и выходя на докризисный уровень 2013 года.

Летние показатели заполняемости морских лайнеров туристами из России в период первого полугодия увеличились на 30% в сравнении с тем же периодом прошлого года, сообщила представитель компании «Инфлот круизы и путешествия» Екатерина Ефремова, причем старт продаж круизных туров 2017 года пришелся на более ранние сроки, а пик спроса подошел уже в конце прошлого года, чего не было с начала кризиса, вызванного резким падением курса рубля. Правда, сообщают другие туроператоры, весной динамика продаж несколько «просела», но потом вновь восстановилась.

Значительно сократилось в текущем году число горячих предложений, а на многие привлекательные круизные туры места заканчивались за полтора-два месяца до отправления, отметили в «Магазине Круизов и Путешествий». Год назад, напоминает президент туроператорской компании «Нептун» Валентин Елисеев, даже известные круизные бренды проводили множество тарифных акций и их цены нередко были ниже, чем $699 на человека за 10-дневный круиз. Тем не менее, несмотря на обилие скидок, даже в летний период лайнеры тогда загружались плохо. В нынешнем высоком сезоне ничего подобного не было, тарифы уверенно держались на уровне от тысячи долларов за недельный круизный тур. Более того, на самых популярных направлениях и судах в разгар сезона, по его словам, места были далеко не всегда.

Возвращение прежнего спроса на морские путешествия, сопоставимого с докризисными объемами по числу туристов и валютному обороту, отмечает и руководитель департамента круизов компании PAC Group Михаил Фельдман. В этом с ним согласен и заместитель директора компании «Бриз Лайн» Илья Милитицкий, который в качестве причин роста называет как стабилизацию валютного курса, так и достаточно гибкую тарифную политику, проводимую зарубежными компаниями на российском рынке. Подводя своеобразный итог сказанному, директор по маркетингу и связям с общественностью компании «Виа Марис» Елена Карманова отмечает, что «после трехлетнего спада наконец-то пошел рост спроса, причем рост хороший, стабильный».

Что касается круизных направлений, наиболее востребованных у россиян, то здесь по-прежнему «первым номером» остается Средиземное море. В компании «Вип Круиз», к примеру, на этот регион приходится более 75% бронирований всех туров прошедшего лета. Хотя, если говорить о конкретных маршрутах, то мнения туроператоров, в зависимости от специализации их деятельности, расходятся. Например, в компании «Магазин Круизов и Путешествий» самым популярным маршрутом лета назвали круизы на новом лайнере Princess Cruises — Majestic Princess, несмотря на его короткую программу, которая длилась всего полтора месяца. Тарифы начинались от $599 за 8-дневный круиз. В компании «Нептун» выделяют другого фаворита: лайнер Freedom of the Seas компании Royal Caribbean International, представленный в этом году в Средиземноморье. Клиенты «Виа Мариса» остановили свой выбор на круизных судах компании Costa Cruises: 7-дневных путешествиях Costa Diadema по Западному Средиземноморью и Costa Fascinosa, отправлявшегося из Венеции по Восточной части Средиземного моря. Компания «Инфлот» отметила классические маршруты из Барселоны с заходом в порты Рима, Неаполя, Ниццы, по которым ходили компании Costa Cruises и Pullmantur Cruises. На втором месте по популярности туроператоры в очередной раз называют круизы по Северной Европе. Это прежде всего походы по норвежским фьордам, с отправлением и возвращением в Санкт-Петербург, отмечает Анна Меркушова из «Вип Круиза». В этот раз из Северной столицы морские путешествия совершали три круизные компании: MSC Cruises, Costa Cruises и Princess Cruises. Продажи по ним тоже выросли: к середине февраля мест на отправления из Санкт-Петербурга практически не было. В компании «Нептун», кроме норвежских фьордов, пользовались популярностью круизы вокруг Британии и Исландии. Поддерживает коллег и Елена Карманова, называя еще два круиза, имевших повышенный спрос: Балтика из Санкт-Петербурга на лайнере Costa Mediterranea и фьорды из Амстердама на Koningsdam.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Круизы