TTG Luxury Russia
Online Travel

Свежий номер




Главная
Круизы

15.05.2015 Речное дежавю: Волга, вода, Городецкий шлюз…

Речное дежавю: Волга, вода, Городецкий шлюз…

Прошлогоднее мелководье в районе Городецких шлюзов разделило Волгу на две части. Речная навигация 2014 года стала очень тяжелой для тех, чья работа связана с этой рекой и речным транспортом, в том числе круизным. «Досталось» всем — от матросов и менеджеров турфирм до судовладельцев и глав операторских компаний. Увы, но аналогичная ситуация может повториться и в навигацию-2015.

С природой не поспоришь

О том, что 2015 год на реках страны, как и в прошлом сезоне, окажется мелководным, специалисты начали говорить уже в конце зимы. Как сообщил директор Волжского района гидросооружений — ФГУП «Канал имени Москвы» Вячеслав Киреев, в подмосковном Иваньковском водохранилище (оно же Московское море) притока воды явно недостаточно.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) приняло экстренные меры для обеспечения водохранилищ уровнем воды, необходимым для нормальной работы гидроузлов и достижения к маю минимально допустимых навигационных отметок. Например, по указанию ведомства в начале апреля на четыре дня была остановлена работа Угличской ГЭС, что позволило увеличить интенсивность наполнения Угличского водохранилища.

По данным Росгидромета, запасы воды в снеге на территории водохранилищ Волжско-Камского каскада были в этом году на 32% ниже средних значений за много лет. Наиболее низкие запасы воды наблюдались на верхней Волге — на 66% ниже нормы. Интересно, что за 80 лет паводка в Верхневолжском районе не было всего два раза: в 1996 и 2014 годах — это годы самого большого обмеления Волги.

Все эти факторы говорят о наиболее пессимистическом из возможных прогнозов: прошлогоднее волжское мелководье может повториться и в этом году.

Туроператоры к мелководью готовы

Российские операторы речных круизов начали готовиться к форс-мажорным обстоятельствам загодя. Когда худшие опасения подтвердились, они начали реализовывать намеченные планы действий. Какие именно, можно проследить на примере «Речного альянса», в который входят три ведущих круизных оператора страны.

Как сообщил коммерческий директор компании «ВодоходЪ» Андрей Смолин, буквально сразу же они начали информировать своих клиентов о возможных изменениях в круизном графике. «ВодоходЪ» является главным владельцем четырехпалубных, наиболее глубоко сидящих речных лайнеров, и обмеление сильнее всего бьет именно по нему. Специалисты проработали варианты стыковочных или пересадочных рейсов для всех продолжительных круизов, следующих вниз по Волге. По словам Андрея Смолина, их намечено сохранить практически без смены дат. Речь идет о маршрутах из Москвы до Астрахани или Ростова или из Нижнего Новгорода, Самары и Казани до Москвы или Санкт-Петербурга.

Для менее продолжительных туров пересадка не предусмотрена. Туристам теплоходов, которые должны были следовать, к примеру, до Нижнего или Казани, будет предложена альтернативная, но не менее разнообразная экскурсионная программа. Многие круизы из городов Поволжья будут перенаправлены по другим маршрутам. Как сказал коммерческий директор «Водохода», возможные изменения затронут примерно 30% объявленных рейсов компании; что касается стыковочных рейсов, то их за навигацию будет проведено не более 8–10.

К неблагоприятной водной обстановке приготовилась и компания «Мостурфлот». Об этом рассказал генеральный директор Московского речного пароходства (МРП) Константин Анисимов, в ведении которого находится этот речной оператор. Круизный график предстоящего сезона у «Мостурфлота», по его словам, практически не изменится: из порядка 100 рейсов изменения коснутся не более 8 маршрутов. В частности, планируется несколько пересадок туристов на мелкосидящие теплоходы. Например, в Ростов-на-Дону должен был идти четырехпалубный «Михаил Булгаков», но вместо него по этому маршруту теперь отправится «Александр Грин», имеющий осадку 1,8 м, что позволит ему беспрепятственно работать всю навигацию. Его вместимость несколько меньше, чем у «Булгакова», но уровень комфортабельности значительно выше. Небольшую осадку имеют и мостурфлотовские теплоходы «Илья Репин» (проект Q-040) и «Сергей Есенин» (проект Q-065), тоже намеченные под пересадку на длительных маршрутах вниз по Волге.

Еще один лайнер проекта Q-040 — «Василий Суриков» — в середине апреля арендовала у «Мостурфлота» круизная компания Самары «Спутник-Гермес». Как нам сообщила его руководитель Наталья Денисова, еще в начале года это не планировалось, однако введение ограничений по минимально допустимым судовым глубинам заставило пойти на этот шаг. Стало ясно, что пройти из Самары вверх по реке не смогут глубокосидящие теплоходы компании «Федор Достоевский» (проект 301), «Хирург Разумовский» и «Ф.И. Панфёров» (проекты 588 МА). Чтобы выполнить свои обязательства перед туристами, купившими туры до Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, было решено взять во фрахт дополнительное судно с допустимой осадкой, которое самарчанам и предоставили их московские коллеги. Через Городец «Суриков» (осадка 2,2 м) и еще один теплоход «Спутник-Гермеса» «Валерий Чкалов» (проект 26-37) смогут ходить по крайней мере до конца июля. Остальным своим теплоходам самарский оператор в срочном порядке изменил расписание, перенаправив их маршруты вниз по Волге. В собственности и управлении еще одной круизной компании альянса — «Инфофлота» — находятся только трехпалубные и двухпалубные теплоходы (четырехпалубник «Михаил Шолохов» здесь не фигурирует: обмеление его не коснется, поскольку он будет выполнять непродолжительные рейсы из Петербурга). Предельная осадка трехдеков позволяет компании до июля беспрепятственно ходить по намеченным маршрутам; в дальнейшем они будут действовать по обстановке. Впрочем, как сообщил генеральный директор «Инфофлота» Александр Сахаров, у речного оператора имеются варианты действий для различного рода непредвиденных обстоятельств, и разработаны они были уже при подготовке к навигации.

Игорь Горностаев