>  На речке все спокойно

01.04.2008На речке все спокойно

На речке все спокойно

Москва, Питер, Самара, Нижний Новгород

  Отечественный рынок внутренних круизов можно смело считать вполне сложившимся. Резкой конфронтации между его участниками, как это бывало не раз в 90-е, не наблюдается уже давно. Хотя отдельные конфликты все же имеют место. Но недоразумения решаются вполне цивилизованно, в рабочем порядке. Более того, у многих компаний складываются хорошие партнерские отношения. Наиболее наглядный пример — добрые взаимоотношения московских структур «ВодоходЪ» и «Мостурфлот», которые во многом определяют стратегию отечественного рынка водных туров. (Первая компания является круизно-туристической «дочкой» Волжского, а вторая Московского речных пароходств. «Мостурфлот» даже стал одним из основных агентов «Водохода» по продаже его круизных путевок.)

  Крупнейшим рынком речных туров всегда была и продолжает оставаться Москва. Объем флота, представленного здесь в нынешнюю навигацию, вновь возрос: в частности, из Самары ожидается приход теплохода «Космонавт Гагарин» (оператор «Инфофлот»), а из Нижнего Новгорода — «К.Рылеев» («Речтурфлот»). Тем не менее, как отмечают специалисты, количество судов вполне соответствует спросу — «Москва все проглотит». И весьма возможно, что комфортабельных судов будет недоставать, а вот взять их уже негде.

  Далее следует, естественно, Санкт-Петербург. И также вполне естественно, что главный круизный маршрут на внутренних водных путях соединяет между собой две российские столицы. И последние годы в городе на Неве господствует речной оператор «ВодоходЪ-Санкт-Петербург». Основное направление его маршрутов — Валаам, вокруг которого строится ряд непродолжительных программ. В нынешнем сезоне нарушить гегемонию питерского гиганта решился «Мостурфлот». (Удивительно, что никто до сих пор всерьез не покушался на этот довольно лакомый кусок «круизного пирога».) Москвичи собираются покорить Северную столицу длительными рейсами, для чего открыли в Петербурге филиал, призванный обеспечить необходимую загрузку рейсов.

  Из провинциальных рынков речных путешествий России в лидерах числятся два крупнейших: Самара и Нижний Новгород. Причем исторически сложилась следующая ситуация. В нижегородском регионе все спокойно: достаточное количество флота, ровные отношения между операторами, отсутствие громких конфликтов. Все это, но с точностью до наоборот, можно встретить в самарской губернии. Правда, прошлый сезон прошел здесь вполне спокойно — обошлось без скандалов (чего не скажешь о 2006 годе). Но напряжение в Самаре, отмечают сами организаторы круизов, все равно не спадает. Вот и в этом году вновь выросло число теплоходов — дополнительные суда ставят на маршруты компании «Инфофлот» и «Волга-Флот-Тур». (Последняя, кстати, стала единственным эксплуатантом четырехпалубных лайнеров на Средней Волге — после того, как получила «Буденного» у операторской фирмы «Спутник-Гермес», довольно долго и успешно обслуживавшей этот теплоход.) Избыток круизных емкостей закономерно ведет к ужесточению конкуренции. Так что, Самара по-прежнему остается взрывоопасным очагом речного бизнеса, вновь грозя преподнести малоприятные сюрпризы как его участникам, так и случайным гражданам.

Где предел речных цен?

  Всегда наиважнейший вопрос — тарифы. В нынешнем сезоне они, по оценкам круизных операторов, возросли на 10–15%. И это, возможно, еще не предел. Как обычно, все ждут подорожания топлива, а потому пребывают в несколько подвешенном состоянии. Ведь фьючерсных продаж горючего в речной отрасли нет, а потому приходится самим ориентироваться на возможный рост, а это довольно рискованное занятие, как убедились операторы два года назад, когда цены на нефть росли небывалыми темпами. Впрочем, и сейчас все непросто: сразу же после завершения прошлой навигации, судовладельцы и фрахтователи формировали следующий сезон, исходя из расчета 20–25 тыс. руб. за тонну, и уже сейчас цена за топливо соответствует показателю 23 тыс. руб.

  О том, что расценки на речные туры подошли к своему потребительскому пределу говорят уже не год и не два. (По крайней мере, подобные высказывания имеют место начиная где-то с 2000 года.) Так, года три-четыре назад весьма авторитетный глава одной из ведущих круизных фирм утверждал, что «столько платить за круизы просто нереально», и даже предвещал по ходу сезона связанный с этим коллапс. Однако тарифы растут, а туристы все равно продолжают идти на борта любимых теплоходов, а вот почему они это делают — толкового ответа опять же нет, поэтому вновь ссылаются на пресловутый «рост благосостояния».

  Одна из руководителей небольшой судоходной компании, достаточно давно и успешно работающей, заявила, что «наш сервис не стоит тех денег, которые за него платят наши клиенты». Но думается, что ее смелое по своей беспристрастности утверждение верно лишь отчасти. Ведь пассажиры вынуждены оплачивать, в первую очередь, постоянно растущие в цене топливо и фрахт судна, а также причальные, портовые, навигационные и прочие сборы. Так что, непосредственно на то, что зовется сервисом, средств практически не остается, а значит, пассажирское обслуживание на наших круизах растет далеко не так резво, как цены. Кстати, именно иностранцы не могут понять, почему при неизменном (в лучшем случае) уровне сервиса российские водные путешествия год от года значительно дорожают, и, не найдя ответа, они предпочитают подаваться на другие речные рынки, чего не может себе позволить подавляющее большинство россиян.

Особенности продаж

  В этом году продажи речных круизов идут достаточно бойко. Речные операторы также отмечают, что растут объемы и глубина продаж. И уже сейчас наметился определенный прирост в сравнении с прошлогодним периодом. К концу марта, когда готовился этот материал, многие операторские фирмы уже продали от 20% до 50% от всех своих туров. Так, в самарском «Спутник-Гермес» нам назвали 20% ранней реализации от общего объема, в «Водоходе» — примерно 30%, в «Альбе» — 37%, в «Инфофлоте» — около 50%. Немного, примерно 5% туров, продано «Речтурфлотом». По словам его директора Юрия Павельева, всплеск интереса к круизам его компании обычно наблюдается не раньше середины апреля. При этом у всех названных судоходных компаний есть как рейсы, выкупленные целиком, так и те, которые еще продавать и продавать.

  Но в любом случае, вопреки бытующему мнению, речники теперь и вне сезона не только не сидят без дела, но и работают в поте лица. Как отмечает Александр Соснин — председатель совета директоров туристической компании «Инфофлот», раньше в отпуск зимой уходили на два месяца и более, сейчас же такого нет и в помине. Продажи на предстоящий сезон операторские компании открывают намного раньше — с октября, а то и сентября. Но, пожалуй, рекорд в этом плане принадлежит «ВодоходЪ-Санкт-Петербургу», который начал распродавать туры нынешнего сезона с 1 августа 2007 года и 2 августа продал первую путевку предстоящей навигации.

  Здесь прослеживается и еще одна принципиальная зависимость: чем больше у судоходной компании постоянных, или, как их еще называют, возвратных клиентов, тем больше у нее и объемы ранних продаж. Что вполне понятно, поскольку заранее о речном отдыхе в подавляющем большинстве беспокоятся его самые преданные поклонники. В то же время специальные тарифные предложения стимулируют ранние продажи, а попутно и рост числа постоянных клиентов. К примеру, столичный «ВодоходЪ» всем, кто приобретает поездки до Нового года, предоставляет скидку 10%, а до 1 марта — 5%. Кроме того, для постоянных клиентов действует еще и отдельная скидка в 5%. Аналогичная практика плановых скидок существует и во многих других речных компаниях.

Тенденции речных дорог

  Крупнейшие пассажирские судовладельцы бассейна — оба «Водохода» и «Мостурфлот», планируют вывести на водные трассы примерно то же число лайнеров, что и в прошлом сезоне, — здесь всё практически без изменений. Однако некоторые круизные компании «второго эшелона» заметно увеличили число судов, с которыми собираются работать в навигации-2008. Так, «Турфлот» обслуживает теперь четыре теплохода вместо трех, не считая небольшого судна «Великий Новгород» и колесного «Н.В.Гоголь», на которых фирма организует несколько июньских рейсов «Петербург — Соловки» и «Архангельск — Великий Устюг». «Инфофлот» работает на семи теплоходах вместо четырех, как год назад. В числе новых один из наиболее комфортабельных в своем классе «А. Некрасов» (проект 26–37), который только на майские праздники обслужит российских туристов, а затем начнет обслуживать иностранцев.

  И еще одна речная новинка, о которой нам поведал генеральный директор Московского речного пароходства Константин Анисимов. В 2006–2007 годах начала прослеживаться определенная тенденция, которая в наступающем сезоне явно усиливается: суда крупных судовладельцев с зарубежного рынка, полностью или частично, переходят на перевозку российских путешественников. У «Мостурфлота» в нынешнем сезоне «на россиян» переходят теплоход «Илья Репин», частично «Кржижановский» и некоторые другие лайнеры. «ВодоходЪ», в свою очередь, тоже все активнее практикует допосадку российских пассажиров к иностранцам и все чаще выполняет полностью русские круизы на «иностранных» судах.

Подготовил Игорь Горностаев




Ведущие операторы и круизные теплоходы в навигации-2008
Судовладелец/ФрахтовательТеплоходПроект
МОСКВА
«ВодоходЪ»«Феликс Дзержинский»92-016
«Сергей Кучкин»92-016
«Константин Коротков»301
«Николай Радищев»301
«Мостурфлот»«Иван Крылов»588
«Григорий Пирогов»305
«Илья Репин»Q-040
«Кржижановский»302
«Инфофлот»«Василий Чапаев»305
«Анатолий Папанов»588
«Космонавт Гагарин»588
«Илья Муромец»588
«Турфлот»«Муса Гареев»305
«Сергей Абрамов»26-37
«Цезарь»588
«Поэт Тукай»305
«Речтурфлот»«Г.В. Плеханов»588
«Профессор Звонков»305
«Рихард Зорге»305
«Мамин-Сибиряк»646
«К.Рылеев»588
«Паллада»«Паллада»305
«Арабелла»588
«Агидель-Круиз»«Николай Щорс»26-37
«Белинский»646
«Альба»«Бородино»305
«Русские путешествия»«Дмитрий Пожарский»588
«Русский Альянс»«Владимир Мономах»305
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
«ВодоходЪ-Санкт-Петербург»«Валериан Куйбышев»92-016
«Александр Суворов»92-016
«Виссарион Белинский»301
«Санкт-Петербург»301
«Латти»«Кабаргин»588
«Очарованный странник»588
«Русские круизы»«Святая Русь»588
«Русские Путешествия»«Дмитрий Пожарский»588
НИЖНИЙ НОВГОРОД
ГАМА«Октябрьская революция»26-37
«Афанасий Никитин»26-37
«Иван Кулибин»26-37
«Алдан»305
«Александр Свешников»305
«А.С. Попов»588
«Волга-Флот-Тур»«Георгий Жуков»92-016
«Михаил Фрунзе»92-016
САМАРА
«Спутник-Гермес»«Валерий Чкалов»26-37
«В.М. Зайцев»305
«Хирург Разумовский»588
«Волга-Флот-Тур»«Федор Шаляпин»92-016
«Александр Пушкин»Q-040
«Семен Буденный»92-016
«Капитан Пушкарев»588
«Инфофлот»«Юрий Никулин»588
«Салават Юлаев»305
«Вектор отдыха»«Алексей Толстой»588
«Плёс»«А.И. Герцен»588

Еще статьи из категории Круизы