TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




Главная
Круизы

17.08.2015 Морские круизы в период кризиса

Морские круизы в период кризиса

© Costa Crociere

После стагнации конца 2014-го — начала 2015 года, вызванной падением курса рубля, рынок морских круизов несколько оживился. Произошло это весной, вместе со стабилизацией рубля. А к майским праздникам, как и в прежние годы, уже отмечался заметный рост пассажиропотока. В первой половине летнего сезона продажи продолжили набирать обороты. Тем не менее, согласно предварительным данным, по отношению к аналогичному периоду 2014 года спад по общему числу туристов составил 30–35%.

Но таковы средние показатели по отрасли, а у отдельно взятых операторов своя статистика. К примеру, как сообщил заместитель директора «Бриз Лайн» Илья Милитицкий, с начала лета объемы продаж компании вышли на уровень 2014 года. Хотя по суммарному количеству путешествующих, отметил он, за текущий год вряд ли удастся достигнуть прошлогоднего уровня. А в конце июня, по словам генерального директора круизной компании «Атлантис Лайн» Натальи Андроновой, их продажи шли даже с небольшим приростом — плюс 3–4%. И поскольку бронирование продолжало нарастать, по ее мнению, к концу года компания покажет годовой прирост 15–20%. Динамика круизных продаж компании PAC Group, по словам руководителя ее профильного департамента Михаила Фельдмана, близка к прошлогодней, хотя темп реализации, в отличие от прошлых лет, далек от стабильности.

Тарифы ниже — комиссионных меньше

В весенний период круизные компании активно предоставляли россиянам тарифные скидки и различные бонусы. К примеру, Costa Cruises предлагала недельный тур от 249, а NCL — бонус на бортовом счете, который доходил до $400. Весьма интересно и предложение MSC Cruises «96 часов», которое подразумевает приобретение круиза по довольно выгодной цене при условии его оплаты сразу же при бронировании.

В нынешнем сезоне MSC предоставила российским потребителям более низкие (в валютном исчислении) тарифы — на 20%. Круизные компании Princess Cruises и Cunard Line, эксклюзивным представителем которых в России выступает «Бриз Лайн», помогли туроператору пережить непростое время, тоже введя на российском рынке сниженные расценки: например, за €399 у одного судовладельца и за $459 у другого можно приобрести недельный круиз по Средиземному морю.

Летом число предложений заметно сократилось. Тем не менее туристы продолжают внимательно отслеживать тарифные акции, предпочитая оперативно отправиться в путешествие по наиболее выгодным расценкам. Обычных же бронирований круизных туров стало заметно меньше.

Однако, финансовая ситуация в круизном бизнесе продолжает оставаться довольно сложной. С одной стороны, идет рост объемов продаж, с другой —круизные тарифы, с которых операторы и агенты получают свои проценты, снижаются. Рубль дешевеет, а значит, в рублевом эквиваленте комиссионные выросли, но с судовладельцами в любом случае надо расплачиваться в евро или долларах. Как отмечает директор по PR и маркетингу туроператорской фирмы «Виа Марис» Елена Карманова, средний ценник на морские круизы сегодня вдвое ниже прошлогоднего и, несмотря на то, что объемы реализации находятся на уровне прошлого лета, доход гораздо ниже.

Глубина продаж стремится к нулю

Средняя глубина продаж значительно снизилась: если раньше она доходила до полугода и более, то теперь, по оценкам операторов, не превышает два-три месяца. Как сообщила Наталья Андронова, на этот срок забронировано около 50% от общего объема продаваемых туров. На глубину 4–6 месяцев приходится примерно 30% продаж. Остальные бронирования более длительные; есть и новогодние туры на 2016 год. Очень многие путешественники приобретают круизы буквально в самый последний момент, даже наиболее дорогие каюты.

Елена Карманова рассказала, как одним своим клиентам из Петербурга ее компания в июне продала тур в среду, а в плавание они отправились уже на следующий день — в четверг. И это вполне понятно: еще год назад операторы закрывали продажи, как правило, за месяц до отправления; теперь же туристы в подавляющем большинстве спрашивают лишь текущий либо следующий месяц. А год назад компания «Бриз Лайн» уже в начале июля активно реализовывала новогодние туры.

На морских просторах

Туристы, как и раньше, бронируют в основном маршруты по Средиземному морю и предпочитают путешествовать на лайнерах известных и относительно недорогих круизных компаний класса стандарт: Costa Cruises, Norwegian Cruise Line (NCL), MSC Cruises, Royal Caribbean Cruise Line, на которых, как правило, есть русскоязычный сервис. Из операторов более высокого премиум-класса выбирают Holland America, Celebrity Cruises и Oceania Cruises, хотя их тарифы назвать низкими нельзя.

Спросом пользуются кольцевые маршруты из Барселоны или Милана (с отправлением из портов Савоны и Генуи), Рима (Чивитавеккья) и Венеции. При этом в первую очередь востребованы недельные круизы по Западному Средиземноморью и Восточное Средиземноморье — прежде всего, походы по островам Греции.

За Средиземноморьем традиционно идут круизы у берегов Северной Европы, которые стоят несколько дороже. Например, большой интерес у путешественников вызывает недельный «экономкруиз» компании Costa Cruises на лайнере Costa Luminosa, который отправляется из Санкт-Петербурга и возвращается туда же. Хитом продаж стали и 12-дневные круизы из Санкт-Петербурга по столицам Северной Европы компании Princess на новом лайнере Regal Princess, вместимость которого составляет 3600 пассажиров.

Есть спрос и на 15-дневный переход вокруг Европы по маршруту Петербург — Генуя, по которому MSC Cruises пойдет 3 сентября. В июле у почитателей морских путешествий проснулся интерес к экзотическим круизам: осенняя Юго-Восточная Азия и реже — зимние Карибы. Правда, как говорят в турфирмах, круизной экзотики никогда не было много. И хотя спрос восстанавливается не так быстро, как хотелось бы, в компании «Бриз Лайн» считают, что их туристы неплохо бронируют качественный продукт Princess Cruises. Начиная с ноября, лайнер Sapphire Princess весь зимний сезон, включая и новогодне-рождественский период, вновь будет курсировать в Юго-Азиатском регионе, отправляясь в путь из порта Сингапура.

Игорь Горностаев