>  Высший пилотаж в эпоху отсутствия стабильности

03.04.2003Высший пилотаж в эпоху отсутствия стабильности

Высший пилотаж в эпоху отсутствия стабильности

Спустя две недели после начала военных действий в Ираке многие авиакомпании в Америке и Европе заявили о снижении загрузки бортов на 10 - 15%, большинство из них повысило тарифы в связи с ростом цен на топливо, некоторые урезали зарплату своему персоналу и стали поговаривать о возможном банкротстве. В связи с этим мы решили побеседовать с директором российского представительства Turkish Airlines Selim Soyer и выяснить, как идут дела у турецкого национального перевозчика

    - Сколько лет вы работаете в авиационном бизнесе и какие позиции занимали до того, как вас направили в Москву?

    - Я начал свою трудовую деятельность в Turkish Airlines 10 лет назад в качестве специалиста отдела авиатарифов. Потом в течение 5 лет возглавлял департамент, занимающийся организацией нерегулярных рейсов (чартеры, VIP-полеты и прочее). Несколько лет был заместителем генерального представителя авиакомпании в Лондоне. Данный офис курирует рынки Великобритании и Ирландии. А в январе 2002-го приступил к своим обязанностям в России.

    - Сильно ли отличаются условия работы в Москве от лондонских?

    - Разительно. Там все значительно проще. Все деловые вопросы решаются элементарно и оперативно между авиакомпаниями и службами аэропортов. Здесь же многие простые производственные задачи приходится решать с участием различных чиновников. Но таковы условия "игры", и мы их принимаем.

    - Расскажите о воздушном флоте турецкой авиакомпании.

    - Авиапарк насчитывает 26 двухгодовалых В737-800, четырнадцать В737-400 и два В737-500 (и те, и другие - шестилетки), семь самых больших бортов, находящихся в эксплуатации авиакомпании, - А340, которым менее 9 лет.

    - Изменилось ли что-нибудь в работе предприятия за год вашего руководства российским представительством?

    - Кое-что изменилось. Как известно, Turkish Airlines выполняет регулярные рейсы в 103 пункта в разных странах мира. Так вот, в 2001 году полеты из России в Турцию по прибыльности занимали 54-е место, а к концу 2002-го переместились на 8-е. Хочу отметить, что прошлый год для нашей авиакомпании был очень удачным по финансовым показателям.

    - Похвально. А благодаря чему всего лишь за год вам удалось добиться таких результатов?

    - Прежде всего за счет агрессивной маркетинговой стратегии, а также сбалансированной ценовой политики и установления хороших отношений с турагентствами, сотрудничающими с нами. А кроме того, я абсолютно уверен в том, что авиакомпании, для того чтобы быть прибыльной, надо выполнять на каждом из выбранных ею маршрутов ежедневные рейсы.

    - В чем заключается агрессивность вашей маркетинговой стратегии?

    - У нас высокий уровень сервиса на борту, отличное питание и очень сильные позиции на ряде авиамаршрутов, поэтому мы конкурируем с зарубежными авиаперевозчиками, в частности с Emirates, на линиях в Дубай, Каир, Денпассар, Сингапур, Бали. Напомню, что у нас подписано соглашение с Singapore Airlines и авиакомпанией Garuda о предоставлении спецтарифов на рейсах в Денпассар. Хочу подчеркнуть также, что Turkish Airlines никогда не конкурировала с российскими перевозчиками, летающими в Турцию.

    - Произошли ли какие-либо изменения в расписании Turkish Airlines?

    - Да, конечно. В прошлом году были отменены рейсы в Майами, Салоники и Куала-Лумпур по причине их нерентабельности, и открыта линия в Гонконг, куда наши самолеты летают с очень высокой загрузкой. А в этом году, 1 апреля опять же по причине неэффективности был упразднен маршрут Стамбул - Йоханнесбург.

    - Это  произошло не в связи с началом военных действий в Ираке?

    - Отнюдь нет. Полеты в ЮАР, к сожалению, доход не приносили, и продолжать их было экономически необоснованно. Лайнеры, снятые с данного маршрута, будут работать на линиях Стамбул - Пекин и Стамбул - Шанхай, обслуживая 5 рейсов в неделю. Данное решение было принято потому, что мы ожидаем в скором будущем большой наплыв туристов из Китая. Каких-либо новых направлений в ближайшее время авиакомпания открывать не планирует. И еще хочу отметить, что в связи с тем что "Аэрофлот" отменил свои полеты в Сингапур, мы ожидаем повышенный спрос в России на наши рейсы в Город Льва, которые, впрочем, и сейчас летают с хорошей загрузкой.

    - Расскажите, как на деятельности Turkish Airlines отразилась нынешняя политическая ситуация в мире.

    - Практически никак. Что касается загрузки, то в 2002-м она в среднем составляла 68%. К примеру, в марте прошлого года она была на уровне 63%, а в марте нынешнего поднялась до 66%. Ни зарплату персонала, ни тарифы мы снижать не планируем, равно как и отменять какие бы то ни было рейсы. Более того, частота полетов из Москвы в Стамбул в 2004 году увеличится на 4 и составит 11 рейсов в неделю. В конце апреля этого года, возможно, наш офис организует разовые промоушн-акции. А в мае мы впервые начнем выполнять чартерные полеты в Анталью дважды в неделю. Переговоры об этом с властями аэропорта "Шереметьево" и службой ГСГА нашей авиакомпанией велись в течение двух лет, и вот наконец свершилось. И поскольку мы должны "держать марку", было решено использовать под чартеры новенькие В737-800. Думаю, пассажиры это оценят, так же как и вылет из Москвы в 17.30 и возвращение в 16.30.

    - Кто из туроператоров выступает вашим партнером?

    - Компания Detur, которая входит в пятерку крупнейших туроператоров Турции, работающих с Россией, Северной Европой, Кипром. Фирма полностью выкупила места на обоих чартерных рейсах и взяла на себя 100% коммерческого риска.

    - Как складываются взаимоотношения вашей авиакомпании с аэропортом "Шереметьево"? Не планируете ли сменить базу, как некоторые западноевропейские коллеги?

    - Наши отношения с аэропортом складываются хорошо. И все же мы склоняемся к тому, что надо перебираться в более современный "Домодедово". Однако когда это произойдет, говорить пока рано.

    - На чем основан ваш оптимизм, который ярко контрастирует со все более нарастающим пессимизмом в мировом авиационном бизнесе?

    - А почему, собственно, мы должны унывать? Активность международных и турецких деловых кругов не снизилась, поэтому наши рейсы пользуются хорошим спросом. Пляжные курорты Турции находятся на расстоянии от двух до трех тысяч километров от театра военных действий, и им абсолютно ничего не угрожает. К тому же, я надеюсь, что война скоро закончится, и жизнь войдет в нормальное русло. Важным фактором является то, что ни в одной стране Европы не проводится кампания против отдыха в Турции. Сервис в наших отелях и ресторанах отличный, море и пляжи чистые, в радушии и гостеприимстве нашего народа в последние годы убедились многие европейцы, россияне и граждане стран СНГ. Поэтому нет видимых причин отказывать себе в удовольствии насладиться теплым солнцем и изобильной системой all-inclusive. Я уверен, что европейцы, и прежде всего немцы обязательно поедут отдыхать на наши курорты. Кстати, в 2002 году Турцию посетили 3480844 гражданина Германии (прирост 26,3%). Великобритания заняла второе место, прислав 1040228 отпускников (-7,6%), а Россия на третьем месте с показателем 945678 туристов (+11,9%). Есть все основания полагать, что нынешним летом, как обычно, в Турции соберется большая веселая международная тусовка.




Беседовала Валерия Бурмистенко

Еще статьи из категории Авиатранспорт