>  Все за и против

01.12.2010Все за и против

  Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ — Росавиация) на своем официальном сайте в середине октября опубликовало список российских авиакомпаний, допущенных к конкретным международным перевозкам.

  К нынешнему сезону, отмечает этот регулирующий орган, воздушные перевозчики направили свыше 600 заявок, что на 20% больше, чем годом ранее. По прогнозам туроператоров, объем турпотока увеличится зимой на 5–10%, и даже на 30% — в зависимости от направления.

  При рассмотрении заявок авиационное ведомство во многом исходило из своего внутреннего приказа №92, хорошо известного теперь в турбизнесе. Согласно его положениям, в частности, авиакомпания, задерживающая более 10% рейсов, получает разрешение на выполнение лишь сокращенной чартерной программы.

В допуске отказано

  Основная часть отказов на выполнение чартерных рейсов пришлась на горнолыжные направления, и в первую очередь — на Австрию. Авиакомпания «Московия» не была допущена к полетам из Москвы в Инсбрук и Зальцбург, Гренобль и Шамбери. Без Инсбрука и Зальцбурга осталась компания Red Wings. «Уральским авиалиниям» тоже придется забыть о московских рейсах в Зальцбург. В этот австрийский город в нынешнем сезоне компания сможет летать только из Санкт-Петербурга, а в новогодний период — из своего базового аэропорта в Екатеринбурге. Также из Москвы в Зальцбург не полетят авиакомпании «Ямал», Sky Express, «Москва» («Атлант-Союз»), «Татарстан».

  Немало отказов и по Болгарии: «Москва» — «Атлант» не летит в привычные для нее Бургас и Варну, Sky Express — в Пловдив, а «Татарстан» — в Пловдив и Бургас. Компания «ВИМ-Авиа» не допущена к зимним полетам в Венецию, Sky Express — в Гренобль и Брно, «Татарстан» — в Лион. В Женеву авиационные власти не пустили Sky Express и «Ямал». Авиакомпания «Трансаэро» вновь, и теперь уже основательно, не допущена к полетам в Ларнаку, причем как из Москвы, так и из Санкт-Петербурга. Отказ в выполнении рейсов на Монастир получил «Северный ветер» (Nord Wind) и «Донавиа».

  Что касается дальних направлений, то по решению Росавиации неосуществимой мечтой для воздушных перевозчиков «ВИМ-Авиа» и Nord Wind стал индийский курорт Гоа. На этом направлении остались лишь две авиакомпании — «Аэрофлот» и «Трансаэро».

  Росавиация отказала и в выполнении ряда регулярных международных рейсов. Больше других пострадала авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines): ее самолеты не допущены на линию Петербург — Ургенч; также отозван допуск компании на регулярный маршрут Москва — Гамбург. В регулярных рейсах из Москвы в Пекин отказано «Уральским авиалиниям» и «ВИМ-Авиа». «ВИМ» и «Трансаэро» не допущены и к полетам Москва — Шанхай. Не удовлетворена заявка «Владивосток Авиа» на рейсы из Екатеринбурга и Хабаровска в Пекин, а компании «РусЛайн» запрещено летать из Назрани в Дубай.

Несвоевременность

  Участники рынка перевозок туристов были неприятно удивлены довольно поздним решением Росавиации. Ведь к середине октября многие операторы реализовали более половины турпродукта, и прежде всего горнолыжного. К тому же ранее авиационные власти обещали, что примут решение по чартерам к выставке «Отдых», которая прошла в сентябре. В данном случае желание туроператоров выходить на нее с окончательно укомплектованными турами, в первую очередь авиаперевозкой, — вполне понятно и логично. И то, что все намеченное произошло с опозданием на месяц, поставило многие турфирмы в весьма непростое положение.

  С другой стороны, сами запрещения Росавиации вряд ли стали неожиданностью для участников туристического рынка. И потому крупные туроператоры, по словам их руководителей, заранее ориентировались на сотрудничество либо с назначенными, либо с иностранными авиакомпаниями. По Болгарии, к примеру, это «Аэрофлот», «Сибирь» и Bulgaria Air, а на австрийском направлении Air Berlin, Niki, Austrian Airlines и Lufthansa.

  Гораздо труднее пришлось мелким блочникам не допущенных к полетам компаний. В отличие от своих более крупных коллег, возможности подстраховаться у них не было. Поэтому после публикации ФАВТ, им пришлось в спешном порядке искать замену несостоявшейся зимней перевозке, а сделать это в середине осени весьма проблематично.

Летать разрешено

  Наибольшее число заявок на выполнение чартерных программ в предстоящем зимнем сезоне, как из Москвы, так и из других российских городов, пришлось на курорты Египта и Турции. Причем на этих направлениях не отмечено ни одного отказа. Видимо, представители Росавиации считают, что пассажиров на этих маршрутах хватит на всех.

  Одобрение получили все заявки «Аэрофлота». Не было отказа и его дочерним компаниям — «Донавиа» и «Нордавиа», а также перевозчикам, которые должны войти в состав «Аэрофлота» — это ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии», «Кавминводыавиа», «Владивосток Авиа», «Сахалинские авиатрассы» и «Саратовские авиалинии». В частности, авиакомпании «Донавиа» разрешено выполнение полетов из Ростова-на-Дону и Краснодара в Зальцбург и Инсбрук. В эти же австрийские города из Санкт-Петербурга отправится ГТК «Россия». Из Москвы в Хургаду и Шарм-эль-Шейх ежедневно по каждому маршруту полетит «Нордавиа». Сам «Аэрофлот» был допущен на семь новых регулярных рейсов, в том числе в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Мюнхен и Шанхай. И теперь, по некоторым данным, нынешней зимой доля крупнейшей российской компании на рынке туристических перевозок составит 9%.

  Авиационные власти дали разрешение и на выполнение ряда новых международных регулярных рейсов из регионов страны. Так, «РусЛайн» может теперь летать из Волгограда и Краснодара в Вену, из Волгограда в Варну, из Краснодара в Минск, Лондон и Будапешт. Эта авиакомпания получила разрешение на волгоградские полеты во Франкфурт, Мюнхен, Берлин, Загреб, Прагу; краснодарские — в Мюнхен, Гамбург, Ганновер, Берлин, Франкфурт, Милан, Женеву, а также в Дубай и Стамбул из Ставрополя и Нальчика. «Аэрофлоту» разрешено летать из Ростова в Мюнхен, а «Уральским авиалиниям» — из Казани в Мюнхен, Барселону, Рим, Ларнаку. «Сибирь» получила разрешение на полеты в Пекин из Екатеринбурга, Якутска и Хабаровска. Разрешение на выполнение рейсов в Китай из крупных городов Сибири выдано и многим другим авиаперевозчикам.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт