>  Вокруг самолета - нынешнего и будущего

01.12.2003Вокруг самолета - нынешнего и будущего

Вокруг самолета - нынешнего и будущего

Уходящий 2003 год оказался достаточно богатым на новинки и различного рода разработки, нововведения и изобретения в области гражданской авиации. Причем затрагивали они как технико-технологические составляющие, так и организационные основы функционирования отрасли. Рассказ о некоторых нововведениях, вызвавших наибольший интерес у специалистов и прессы, подготовил наш обозреватель

    "Самолеты недалекого будущего станут самым экономичным видом транспорта и обгонят по этому показателю даже поезда". Такой прогноз прозвучал на прошедшем в конце ноября в Мюнхене аэрокосмическом конгрессе, где участвовали более 500 экспертов. Мероприятие было посвящено 100-летию первого полета моторного аэроплана братьев Райт.

    По оценке экспертов, развитие гражданской авиации будет проходить по трем основным направлениям - повышение вместимости самолетов, снижение расхода топлива, а также совершенствование аэродинамики летательных аппаратов. Уже в 2006 году появится двухпалубный лайнер А380 европейского консорциума Airbus вместимостью 555 пассажиров. Не останется в долгу и Boeing: его специалистами создается Boeing-7Е7 повышенной экономичности. Он сможет возить на дальние расстояния до 250 пассажиров, расходуя при этом на 20% меньше топлива, чем любой другой самолет аналогичного класса.

    Сегодня за счет повышения экономичности двигателей авиация расходует 3,5 литра керосина для перевозки одного пассажира на 100 км пути.

    Согласно прогнозам, через 20 лет авиалайнеры будут потреблять еще вдвое меньше топлива, чем сегодня. Что же касается их аэродинамики, то, по оценке экспертов, существующий дизайн самолетов с небольшими изменениями продержится еще 20-30 лет.

    Как будет выглядеть воздушное судно будущего - на этот вопрос сейчас вряд ли кто ответит. Зато абсолютно точно известно, как выглядит космоплан, который вскоре сможет заменить нынешние воздушные суда. Космоплан - это тот же самолет, но с ракетными двигателями. Внешне эта машина имеет круглую форму и две двигательные секции.

    И это не фантастика. Интенсивные разработки такого перспективного аппарата ведутся сейчас в США и России. И совсем недавно - в ноябре, российские специалисты оповестили весь мир о созданном ими проекте, на основе которого можно в течении ближайших 10-15 лет построить и сам космоплан.

    Согласно разработкам, "воздушное судно будущего" сможет работать как в пилотируемом, так и беспилотном режимах. Оно будет развивать скорость до 30 тыс. км в час, что позволит долетать из Москвы до Нью-Йорка всего за 50 минут. Вместимость космоплана - около 1200 пассажиров. Стартовать и приземляться он должен на обычных аэродромах. Наконец, еще одна из возможных сфер использования таких машин - космические путешествия. На орбиту высотой в 100 км можно будет отправить одновременно до 200 туристов.

    А вот британские ученые из Кембриджа совместно со специалистами компаний Rolls-Royce и British Airways решают более скромные, но не менее насущные задачи. В этом году они начали работу над проектом, целью которого является создание самого тихого в мире пассажирского реактивного лайнера.

"Тихий самолет" по идее вообще не должен быть слышен за пределами аэропорта. Пока рассматривается возможность совершенствования существующих технологий, однако не исключается перспектива строительства воздушного судна, что называется, с нуля.

    Совершенствуется и ныне действующая организационно-техническая структура полетов мировой гражданской авиации. Так, Международная организация гражданской авиации (ИКАО) разработала новую стратегию аэронавигации в мировом воздушном пространстве. Основной упор в ней сделан на использование спутниковых систем связи. Предполагается, что уже в следующем году данную стратегию утвердят на Генеральной ассамблее ИКАО, после чего она должна быть воплощена в конкретные стандарты. Таким образом, авиаперевозчикам вскоре потребуется оснастить самолеты принципиально новым бортовым радиоэлектронным оборудованием. По словам специалистов, эти требования станут обязательными для всех стран - членов ИКАО в предстоящие 20-25 лет.

    Несмотря на достаточно отдаленную перспективу, в Минтрансе России считают, что российским авиакомпаниям пора подумать о переоборудовании самолетов уже сегодня. В противном случае, считают авиационные власти, небо зарубежных стран может оказаться для нас закрытым. Впрочем, как показывает печальный опыт последних лет, все, даже самые длительные нововведения почти всегда застают отечественные компании врасплох.

    Немалое место в последнее время занимают различного рода ноу-хау по предотвращению воздушного терроризма. Интерес у специалистов вызвала и разработка фирмы "Русские системы", призванная предотвращать попытки угонов гражданских самолетов. Речь идет о так называемой "бортовой активной системе безопасности полетов".

    Принцип ее действия следующий. Если происходит несанкционированное отклонение воздушного судна от намеченного курса, то система может выключить пилота из контура управления, вернуть самолет на маршрут и осуществить его посадку в автоматическом режиме. В новой разработке задействованы также и видеокамеры, позволяющие соответствующим подразделениям принимать оптимальные решения в борьбе с угонщиками и террористами.

    И наконец, самое необычное изобретение, названное "устройством для инъекций террористу - захватчику самолета". В авиакресло заранее монтируется некий "прибор с иглой", благодаря которому в "филейную часть" террориста по команде командира корабля должно поступать либо снотворное, либо яд - смотря, чем зарядить капсулу. По замыслу изобретателя, когда террорист ворвется в кабину пилотов или в разговоре со стюардессой начнет выдвигать свои требования, его надо деликатно попросить присесть в то самое кресло, где его и обезвредят.

    Интересно, что это устройство запатентовано в США еще в далеком 1974 году. Тогда его называли "странным изобретением", смешным и даже откровенно глупым. Сейчас же, по прошествии почти 30 лет, подобный метод борьбы с террористами вовсе не кажется лишенным здравого смысла. Проблема воздушного пиратства уже давно не вызывает смеха. И поэтому вполне справедливо задать риторический вопрос: так в какую же все-таки сторону меняется этот безумный мир вокруг нас?



Подготовил Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт