TTG Luxury Russia

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

05.05.2005 «Внуково» делает заявку на лидерство

«Внуково» делает заявку на лидерство

«Внуково» делает заявку на лидерство

Правительство Москвы одобрило проект строительства нового международного аэровокзала в принадлежащем ему аэропорту «Внуково». Одновременно была обнародована программа развития всего аэропортового комплекса на период до 2015 года

Главная особенность аэропорта «Внуково» — удачное географическое положение. Он находится на юго-западе столицы, в 11 км от МКАД — ближе, чем любой другой воздушный порт столицы. Кроме того, аэропорт расположен на самой высокой из близлежащих к Москве точке — 204 м над уровнем моря, что дает преимущества при неблагоприятных погодных условиях, в частности при тумане. Но есть у «Внуково» и свои недостатки: его взлетно-посадочные полосы расположены Х-образно, поэтому их пропускная способность, по сравнению с параллельными полосами, ограничена.
Несколько лет назад, когда правительство Москвы получило контрольный пакет акций аэропорта, в его развитии наступил новый этап. За последние два года во «Внуково» введены в эксплуатацию несколько крупных коммерческих объектов, в частности, новый аэровокзал, многоэтажная парковка, терминал на Киевском вокзале, имеющий сообщение с платформой «Внуково». В нынешнем году также завершится строительство железнодорожной платформы, совмещенной со зданием аэровокзала, и уже в августе предполагается открыть прямую линию скоростных электричек по маршруту «Киевский вокзал — Москва-Cити — аэропорт «Внуково».

Терминал за терминалом
В апреле прошлого года во «Внуково» был построен современный международный терминал, рассчитанный на ежегодный прием до 12 млн пассажиров. Однако в планах правительства Москвы стоит строительство еще одного новейшего международного терминала «Внуково». Авторами проекта стали специалисты немецкой компании Obermeyer Planen. Предложенное ими архитектурное решение весьма нестандартно: волнообразное здание почти целиком состоит из стекла. Многие наблюдатели даже сочли, что внешне оно похоже на самолет или гигантскую птицу, обращенную клювом к столице.

Планируемое строение площадью около 120 тыс. м2 с посадочной галереей из более чем 20 телескопических трапов будет примыкать к части старого терминала и плавно переходить к существующему международному аэровокзалу. Предполагается, что с его вводом нынешний международный терминал станет обслуживать пассажиров внутренних авиалиний. А частью вокзала для внутренних пассажиров будут пользоваться малобюджетные (low-cost) авиакомпании.
В целом же идеология нового авиакомплекса довольно проста: улетающие не должны мешать прибывающим. Есть этаж прилета и этаж вылета, и потому потоки авиапассажиров нигде не пересекутся. При этом ленточные транспортеры быстро доставят их в нужное место. Под привокзальной площадью расположатся три уровня подземного паркинга и выход из метро, а над ней — козырек, похожий на «клюв» стеклянной «птицы». Модернизация коснется и аэродрома. Одна взлетно-посадочная полоса будет реконструирована, а другая удлинена на 800 метров. Это позволит принимать любые типы воздушных судов.

Стоимость всего проекта составляет $300 млн, большую часть этой суммы планируется занять в Сбербанке. Генеральный директор «Внуково» Василий Александров надеется, что уже в мае-июне начнется строительство, которое рассчитано на 2,5 года. Несколько более отдаленные перспективы — возведение нового бизнес-терминала, ангарных комплексов, командно-диспетчерского пункта, централизованной системы заправки воздушных судов, гостиничного комплекса. Правительство Москвы поставило перед менеджментом «Внуково»

задачу постепенного увеличения пропускной способности аэропорта с расчетом, что к 2015 году она достигнет 20 млн пассажиров в год.

«Атлант-Союз» идет на союз с «ЮТэйр»
В настоящее время, когда пассажиропоток во внуковском порту составил 2,5 млн человек за прошлый год, цифра в 20 млн пассажиров выглядит явно фантастической. Но в любом случае ясно главное: «Внуково» делает заявку на лидерство в московском авиаузле. Как этого добиться — другой вопрос. Но как показывает практика, без базовой авиакомпании, способной консолидировать вокруг себя основных потребителей и партнеров по бизнесу авиаперевозок, такой прирост просто нереален. Что отлично понимают во «Внуково» — во время прошедшей Mitt-2005 базовой для аэропорта была официально объявлена авиакомпания «Атлант-Союз».

«Атлант-Союз», так же как и аэропорт, принадлежит московскому правительству. В начале этого года все ее рейсы были переведены во «Внуково». В основном это грузовые и отчасти чартерные перевозки. Однако в наступающем сезоне «Атлант» ставит перед собой задачу в кратчайшие сроки освоить крупные пассажирские перевозки: за летний период на чартерах планируется доставить до 500 тыс. человек. Основным направлением туристических полетов в сезоне 2005 года станет Анталья; среди приоритетных, кроме Турции, значатся Египет и Болгария, а также Тунис, Хорватия, Черногория и Италия. В планах компании пассажирские перевозки в Анапу, Сочи, Симферополь — традиционные для «Внуково» направления. Собирается «Атлант-Союз» развивать и регулярные полеты, но пока в его графике числятся всего три регулярных рейса.

Парк московского перевозчика, на сегодняшний день состоящий из трех самолетов Ил-86 и четырех Ту-154М, планируется пополнить лизинговыми Як-42, чешскими L-410 и канадскими DASH-8. Кроме того, ведутся переговоры о закупке 6–7 самолетов-иномарок семейства А320, имеющих срок эксплуатации не более 4–5 лет. Первый такой лайнер появится во «Внуково» уже этой осенью.

И еще один важный момент: «Атлант-Союз» завершает переговоры о сотрудничестве с крупной сибирской авиакомпанией «ЮТэйр». На российском рынке воздушных перевозок, таким образом, намечается новый и достаточно влиятельный альянс. Как подтверждают генеральный директор «ЮТэйр» Андрей Мартиросов и председатель совета директоров «Атлант-Союза» Валерий Меницкий, между авиакомпаниями уже есть договоренность о согласовании расписаний и системы продаж билетов, а также о совместной эксплуатации воздушных судов. По словам г-на Мартиросова, создание альянса поможет возглавляемой им авиакомпании решить проблему расширения маршрутной сети. В этом году «ЮТэйр» намерена увеличить пассажиропоток на 30–35%, в том числе за счет открытия 18 новых рейсов из «Внуково». При этом компания особо заинтересована в развитии аэропорта как транзитного узла (хаба).

Как считают эксперты, новый авиа-альянс поможет двум его участникам более успешно представлять свои интересы на рынке воздушных перевозок столицы. Причем компании имеют все шансы занять ведущее положение на маршрутах из Москвы в ближайшие к ней регионы, включая столь востребованные Нижний Новгород, Казань, Курск. Более того, им вполне по силам полностью выдавить с этих направлений ряд других авиаперевозчиков, а также найти новые, еще незанятые потребительские ниши.

Сотрудничество «ЮТэйр» и «Атлант-Союза» может начаться с конца мая. Наблюдатели не исключают, что в дальнейшем произойдет их слияние в единую авиакомпанию. Но это далекая и спорная перспектива. Пока же «Внуково», в любом случае, получит в лице альянса столь необходимого ему крупного базового перевозчика.

Иван Коблов