TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

01.04.2009 В «России» очередная перестройка

  Для авиационного обслуживания первых лиц государства решено создать ФГУП «Специальный летный отряд «Россия». Постановление об этом 31 января подписал Владимир Путин. Спецотряд будет заниматься выполнением авиаперевозок президента, премьер-министра, председателей обеих палат Федерального собрания, председателя Конституционного суда, генерального прокурора, руководителя администрации президента и министра иностранных дел

  Как сообщил управляющий делами президента России Владимир Кожин, спецавиаотряд для первых лиц государства будет состоять из 30–40 единиц воздушных судов и техники по их обслуживанию. Базироваться он должен в аэропорту «Внуково». Здесь же в самое ближайшее время предполагается построить новый крупный ангар для стоянки «бортов №1» — лайнеров Ил-96. Кроме них, в отряд войдут авиалайнеры отечественного производства Ту-154, Ту-134, небольшие самолеты, вертолеты Ми-8. К тому же по госзаказу сейчас строятся несколько Ту-214 для полетов на дальние расстояния, ближнемагистральные Ту-334, а также еще один Ил-96 — точное количество действующих «литерных» бортов не раскрывается. Наконец, завершается строительство нового здания терминала во «Внуково», предназначенное для приема и отправки официальных делегаций.

  Новый спецотряд будет напрямую подчиняться Управлению делами президента РФ. По словам г-на Кожина, в нынешнем году на финансирование предполагается выделить «несколько миллиардов рублей». Процедуру по созданию авиаотряда планируется завершить до конца года. Выделение правительственного авиаотряда в отдельную структуру и прикрепление ее к федеральному бюджету позволит обновить авиапарк, предназначенный для перевозки высокопоставленных госчиновников. В настоящее время сопровождение первых лиц летает на возрастных Ту-154 и Ту-134.

История и современность

  В данный момент воздушные суда, летный и технический персонал, обслуживающие авиаперевозки высших должностных лиц государства, входят в особое подразделение Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия». Обратимся к истории. 13 апреля 1956 года появилось постановление Совета министров СССР о создании авиаотряда особого назначения, который стал базироваться в аэропорту «Внуково». Он начал выполнять воздушные перевозки советских руководителей на реактивных самолетах Ту-104. В 1963 году был открыт терминал «Внуково-2», который до сих пор обслуживает правительственные делегации. В 1993 году президентским указом на базе особого авиаотряда была образована ГТК «Россия».

  Проблемы с бюджетным финансированием в 90-е годы прошлого столетия привели к тому, что «Россия» занялась массовыми авиаперевозками. При этом коммерческая по сути авиакомпания получала часть финансирования из бюджета на входящее в ее состав спецподразделение. Именно необходимость отделить бюджетные потоки от коммерческих, по словам пресс-секретаря Управления делами президента Виктора Хрекова, и послужила причиной появления отдельного спецавиаотряда.

  Однако предварительно, в 2006 году, московская компания «Россия» была перерегистрирована в Санкт-Петербурге и после объединения с авиакомпанией «Пулково» получила второй базовый аэропорт с одноименным названием. Теперь, по заявлению Виктора Хрекова, бюджет может обеспечить все финансирование правительственного авиаотряда, к тому же общее количество полетов, необходимых для поддержания на должном уровне квалификации летчиков, заметно увеличилось.

  У ГТК «Россия» планируется отобрать находящееся в аэропорту «Внуково» имущество, а также некоторые самолеты и вертолеты. Согласно прошлогоднему указу президента РФ, оставшуюся технику должны передать на баланс нового создаваемого авиахолдинга. Как известно, правительство России решило объединить государственные активы компаний обанкротившегося авиационного альянса AiRUnion и некоторых других российских компаний. Новый перевозчик, получивший название «Росавиа», будет находиться в ведении госкорпорации «Ростехнологии» и правительства Москвы. Однако до самого последнего времени передача имущества авиапредприятия новому собственнику даже не была начата.

  Дело в том, что сделать это можно лишь после преобразования ГТК «Россия» в акционерное общество, 100% акций которого перейдут «Ростехнологиям». И как раз наличие спецотряда в составе ГТК оставалось одним из основных препятствий на этом пути. Но даже когда стало известно о создании специального летного отряда, отраслевые эксперты оказались единодушны: компании, имеющей сейчас статус ФГУП, предстоит довольно длительный процесс реформирования, который займет не меньше года. Кстати, начало коммерческих полетов «Росавиа» также планируется не раньше конца нынешнего года.

Матвиенко вносит коррективы

  Был и еще один важный момент, препятствующий слиянию ГТК «Россия» с «Росавиа». Речь идет о принципиальной позиции, занятой правительством Санкт-Петербурга. Городская администрация с самого начала, несмотря даже на указ президента, не хотела на означенных условиях отдавать ГТК. Губернатор Валентина Матвиенко неоднократно заявляла, что, в случае акционирования компании с последующей передачей части акций в собственность Санкт-Петербурга, питерское руководство готово предоставить ей финансовую поддержку и урегулировать все вопросы по накопленным в последнее время задолженностям. В качестве аргумента приводилось то обстоятельство, что ГТК «Россия» — базовая авиакомпания Петербурга и его аэропорта «Пулково», а значит, вопрос ее состояния и развития чрезвычайно важен для города.

  В результате многочисленных переговоров, как на высшем уровне, так и с владельцами «Росавиа», 9 февраля появилось совместное заявление правительства Петербурга и «Ростехнологий». Новая схема взаимодействия ГТК «Россия» с создающимся авиаобъединением значительно отличается от первоначальной, намеченной в постановлении российского правительства. Главное, чего смогла добиться Валентина Матвиенко, — полного поглощения ГТК не будет. Решено, что в рамках «Росавиа» появится отдельное юридическое лицо, которое будет называться «Росавиа — Санкт-Петербург». Город, в свою очередь, намерен приобрести часть акций этой компании, по словам г-жи Матвиенко — блокирующий пакет 25% плюс одна акция. Напомним, в сентябре 2007 года именно г-жа Матвиенко сумела добиться того, что акции аэропорта «Пулково» были переданы в распоряжение городской администрации взамен на обязательство вложить в строительство аэропорта $1 млрд.

  В настоящее время, как сказано в заявлении, «сторонами совместно прорабатываются варианты дальнейшего функционирования и развития авиакомпании, а также улучшения ее финансового положения». Прорабатывается и вопрос, касающийся объема акций, переходящих в собственность Санкт-Петербурга. Причем решение по нему, отмечают эксперты, может быть принято также не раньше конца нынешнего года.

Иван Коблов