Sharjah
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Тяжелый взлет
Авиатранспорт

01.05.2009 Тяжелый взлет

  Как сообщило Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), в прошлом году российские авиакомпании перевезли на зарубежных чартерных рейсах более 10,3 млн туристов, что почти на 13% превысило данные 2007 года. Показательно, что в 2008 году 43% пассажирских авиаперевозок в стране выполнялось авиачартерами.

  Лишь около 75 тыс. пассажиров чартеров летали в страны СНГ, основная масса — в дальнее зарубежье. Самыми популярными направлениями нерегулярных перевозок вновь стали Турция, Египет, Греция, Италия, Испания и Канарские острова, Болгария, Кипр, ОАЭ, Хорватия, Тунис, Черногория, Таиланд, Чехия, Австрия и Мальдивы. Практически по всем этим направлениям отмечен рост турпотока. Самый значительный — почти в 4 раза — зафиксирован на направлении Мальдивские острова: с 5,4 тыс. человек в 2007 году до почти 20 тыс. в 2008-м. Заметно выросли пассажиропотоки в Турцию, Египет, Таиланд, Испанию и Болгарию. В то же время меньше россиян отправились в Чехию (почти в два раза), а также в Черногорию.

  Крупнейшим туристическим авиаперевозчиком России прошлого года, по данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), оставалась авиакомпания «Трансаэро». Судя по всему она сохранит это статус в нынешнем высоком сезоне, что неудивительно — компании надо задействовать свои многочисленные лайнеры Boeing 767/B747/В777, находящиеся в операционном лизинге. Второе место на чартерных маршрутах год назад уверенно занимала компания «Сибирь» (S7 Airlines). Однако в предстоящем сезоне она гораздо слабей представлена в этом сегменте перевозок. Третье место заняла компания «ВИМ-Авиа», осуществлявшая международные чартерные перевозки из Москвы и региональных центров страны.

  Значительная доля чартеров на авиатранспортном рынке России заставляет многие авиакомпании рассматривать их сейчас, в период всеобщего спада регулярных перевозок, как достаточно важный ресурс. Наиболее наглядный пример здесь подает «Аэрофлот», представивший на рынке к началу летнего сезона довольно солидную, в отличие от прежних лет, чартерную программу.

«Аэрофлот» повернулся лицом

  Совет директоров ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» на мартовском заседании одобрил предложение правления о создании обособленного чартерного подразделения в Москве. Как сказано в сообщении компании, создание специализированного филиала «предусматривает активное использование в чартерных перевозках эффективных в этом сегменте воздушных судов Ил-96, а также оперативное использование самолетов, задействованных в регулярных рейсах». Решено существенно расширить объем чартеров, сохраняя сложившуюся сеть регулярных маршрутов и реализуя стратегию развития сетевого авиаперевозчика. По имеющейся информации, в создающийся филиал будут переданы три самолета Ил-96.

  Как отмечают эксперты, такое решение стало во многом следствием смены генерального директора «Аэрофлота». Трудно сказать, насколько это утверждение верно, ведь сама идея создать специализированный чартерный филиал родилась уже давно. Еще в 2002 году г-н Окулов заявлял о планах создания дочерней чартерной компании. Однако намечаемый проект так и не был реализован.

  Теперь же, по нашим сведениям, новое подразделение может возглавить Бесики Квиркия. Кстати, именно он был во главе московского отделения авиакомпании Воронежского авиазавода (ВАСО), оперирующей построенными на нем самолетами Ил-86. В свое время на ее базе и планировалось создать чартерный филиал «большого» «Аэрофлота». Парк компании ВАСО, прекратившей свое существование несколько лет назад, частично перешел в ведение филиала «Аэрофлот — Дона», базирующегося в «Шереметьево». Но дальше этого дело так и не пошло.

  С другой стороны, в «Аэрофлоте» никогда всерьез не относились к чартерам, и г-н Окулов не раз подчеркивал: «Мы — регулярная компания!» Теперь, когда его на посту 10 апреля сменил Виталий Савельев, более основательно заняться туристическими перевозками заставил опять же не столько новый глава компании, сколько нынешняя экономическая обстановка в стране.

Особенности предстоящего сезона

  Подготовка чартерных и блочных договоров в нынешнем году проходила как никогда трудно и завершилась довольно поздно. Подавляющее большинство из них были подписаны во второй половине апреля, а то и буквально в последнюю неделю перед майскими праздниками. В то же время оставшуюся небольшую часть летних рейсов, стартующих в июне, стороны продолжили обсуждать и дальше.

  Процесс чартерно-туристического согласования, отмечают участники рынка, получился затянутым и вялотекущим. Благодаря наметившемуся в этом году снижению объемов пассажиропотока, вызванному кризисом, у турфирм появился широкий выбор, и потому они, как пожаловались в одной авиакомпании, «только тем и занимались, что выискивали, где на 10 копеек дешевле». Как бы там ни было, но туроператоров, подбирающих наиболее приемлемые тарифы на перевозку, вполне можно понять, как и связанное с этим недовольство перевозчиков.

  Как отмечают консолидаторы и заказчики рейсов, владельцы крупных блоков мест, да и сами авиакомпании, уже в апреле стало очевидно, что заметного уменьшения туристических объемов не избежать. Открытым остается вопрос, какое именно падение спроса ожидается летом. И здесь высказываются самые разные предположения — от 15 до 20%, чаще 30%, а иногда 40% и более. Отдельные турфирмы, наоборот, надеются даже на небольшое увеличение турпотока. В том числе и потому, что турагенты в своей работе все чаще переходят к более сильным операторам.

  Впрочем, основная масса туркомпаний при планировании чартерных заказов ориентировалась на возможный спад, объем которого составит треть от прошлогоднего уровня, и потому, стараясь максимально снизить финансовые риски, они значительно сократили свои программы. На чартерных направлениях они пересели на менее вместительные лайнеры, на регулярных — уменьшили объемы блоков мест и перешли на наиболее мягкие условия их получения. Но как будет проходить предстоящий летний сезон, турфирмы и перевозчики стараются по возможности не загадывать и не прогнозировать.

Чартерная таблица

  А теперь перейдем непосредственно к представленной таблице авиаперевозки туристов в предстоящем летнем сезоне. В ней фигурируют не только чартерные, но и регулярные рейсы, основными пассажирами которых станут организованные группы.

  Несколько небольших замечаний. Туристические рейсы авиакомпании «Трансаэро», чартерные и регулярные, уже не первый год довольно своеобразно переплетаются и дублируются. Но ее основными заказчиками и консолидаторами по-прежнему остаются туроператорские компании «Капитал Тур», ПАКС, VKO Travel, Tez Tour, «Асент Трэвел», «Ланта-тур Вояж», а также собственное агентство перевозчика «Трансаэро Турс Центр».

  В таблице нет рейсов ГТК «Россия», которая вновь пребывает в состоянии перестройки. На это раз компания готовится войти в состав создающегося авиаперевозчика «Росавиа», и потому, видимо, серьезной чартерной программы в сезоне с ее стороны ждать уже не приходится.

  Зато летом активно стартует авиакомпания Red Wings, которая заметно расшевелила рынок своими предложениями, в том числе и тарифными. В настоящее время в ее парке числятся 11 взятых в лизинг самолетов Ту-204. Эта машина, как хорошо знают авиаторы, весьма капризная, а потому не особо надежная в эксплуатации. Да и нынешнее время не очень-то способствует развитию бизнеса. Так что, предстоящий высокий сезон станет во многом определяющим для нового крупного фигуранта рынка туристических авиаперевозок.

  Наконец, вопреки прежним планам и чуть ли не официальным обещаниям, компания «Сибирь» («Глобус») начала заметно наращивать свое присутствие на таком массовом направлении, как Анталия. Впрочем, то, что перевозчик может вновь выйти на самую популярную чартерную линию, операторы предполагали с самого начала, правда, склонялись к тому, что произойдет это уже летом. В самой авиакомпании не особо рады возвращению на это направление, прежде всего потому что сделать это было решено после отказа некоторых заказчиков от более спокойных европейских маршрутов.

Игорь Горностаев

Основные туристические рейсы летнего сезона 2009 года из Москвы (на 28.04.2009)
НаправлениеЧисло рейсов в неделю (макс.)Тип самолетаСрокиЗаказчики, консолидаторы, блочники
"Аэрофлот"
Пула2Ил-96/А320  
Сплит2Ил-96/А320  
Тиват1Ил-96/А320  
Корфу2А31930.05-26.09«Инна-Тур»
Агадир2В767/Ил-9626.04-20.10Space Travel
Мале — Коломбо1Ил-96К«Мальдивиана»
Тревизо1А32013.06-10.10«Асент Трэвел»
Римини1А32024.04-9.10«Интурист»
Генуя1А3206.06-18.10«Ланта-тур Вояж», «Асент Трэвел»
Римини1В7676.06-17.10«Натали Турс»
Катания1А3206.06-26.09«Натали Турс»
Кальяри1А3196.06-26.09«Джет Трэвел»
Пиза1А3196.06-26.09«Джет Трэвел»
Родос2А320/Ил-9610.06-7.10«Инна-Тур»
Корфу2А31924.05-26.09«Мавинс», «Пантеон»
Римини — Екатеринбург1В7676.06-17.10«Натали Турс»
Афины1Ил-961.06-31.08«Курортинтур»
«Трансаэро»
Ларнака3В737/В767/В747К 
Пула2В737/В767/В7472.05-26.09 
Сплит1В737/В767/В7471.06-27.09 
Дубровник2В737/В767/В747  
Тиват2В737/В76716.04-15.09 
Варна2В737/В74731.05-25.09 
Бургас2В737/В74731.05-25.09 
Хургада4В747  
Шарм-эль-Шейх4В747  
Анталия7В767/В74726.04-21.09 
Денпасар2В767/В747К 
Бангкок2В767/В747К 
Ираклион5В737/В74726.04-1.10 
Фаро1В737/В76731.06-25.09 
Монастир6В737/В76729.03-25.10 
Мале1В767/В747К 
Родос2В767/В7473.05-18.10 
Пунта Кана2В767/В747К 
«ВИМ-Авиа»
Римини2В757К«Спасские ворота Тур»
Салоники14В757К«Музенидис Тур»
Тенерифе1В757К«Бейс Тревел»
Барселона1В757К«Время Тур»
Шарм-эль-Шейх3В757К«Авиачартер»
Хургада2В757К«Авиачартер»
Барселона1В7571.06-24.10VKO Travel
Пальма2В75728.05-27.09«Время Тур»
Аликанте1В757 «Бейс Трэвел»
Ираклион2В75730.04-28.10RCC
Ираклион1В75730.04-28.10«Интаэр»
Неаполь В75726.05-28.10«Спасские ворота Тур»
Варна3В7572.06-28.09RCC
Бургас3В7572.06-28.09RCC
Варна2В7572.06-28.09«Интаэр»
Бургас2В7572.06-28.09«Интаэр»
Варна2В7572.06-28.09«Авиачартер»
Бургас2В7572.06-28.09«Авиачартер»
Тревизо1В75713.06-22.10Pac Group
Катания1В7571.05-27.10Pac Group
Палермо1В75724.04-27.10Pac Group
Агадир2В75725.04-25.10«Авиачартер»
S7 Group
Анталия4В737-40024.03-25.10 GTI
Анталия11В737-40024.03-25.10«Спектрум»
Анталия4В737-40024.03-25.10S7 Tour, «Нева»
Хургада3В737-400/А310КS7 Tour
Шарм-эль-Шейх2В737-400КS7 Tour
Варна2В737-400/А31029.04-6.10«Солвекс Трэвел»
Бургас2В737-40029.04-6.10«Солвекс Трэвел»
Варна2В737-40030.05-20.09S7 Tour
Бургас2В737-40030.05-20.09S7 Tour
Римини2В737-400К«Данко»
Римини2В737-400К«Натали Турс»
Неаполь1В737-40025.04-12.11«Данко»
Анкона2В737-400К«Данко»
Монастир2В737-40030.05-20.10«Лужники-тур»
Тиват2В737-4002.06-28.09S7 Tour, «Трэвел Центр»
Задар1В737-4002.06-28.09«Асент Трэвел»
Сплит1В737-4002.06-28.09«Асент Трэвел»
Пула2В737-4002.06-28.09«Асент Трэвел»
Генуя1А319 «Данко»
«Атлант-Союз»
Анталия7Ил-8628.03-30.10Tez Tour
Даламан3Ил-861.05-30.10Tez Tour
Бодрум2Ил-8630.05-30.10Tez Tour
Хургада Ил-8631.03-30.10Tez Tour
Шарм-эль-Шейх Ил-8631.03-30.10Tez Tour
Анталия10-12Ил-861.05-28.10Coral Travel
Бургас2В737-300/В737-80028.05-29.09ICS
Варна2В737-300/В737-80028.05-29.09ICS
Салоники3В737-300/В737-80029.04-28.10«Музенидис Тур»
Афины2В737-300/В737-800с 17.05«Музенидис Тур»
Тиват2В737-300/В737-80030.05-28.09«Эр Турс»
Брно2В737-300/В737-800К«ДМВ-Тур»
Ираклион2В737-300/В737-80025.05-3.11 
Ларнака2В737-300/В737-80025.05-3.11 
«Аэрофлот-Дон»
Анталия7-12Ил-8626.04-10.10Coral Travel
Даламан3Ил-8628.05-10.10Coral Travel
Анталия3Ил-8628.05-10.10Tez Tour
Шарм-эль-Шейх2Ил-8629.04-28.10Tez Tour
«Аэрофлот — Норд»
Родос2В7371.05—28.10«Лабиринт»
Кос1В73723.05-2.10«Лабиринт»
Red Wings
Стамбул7Ту-204-100К«Пан Украина»
Анталия5Ту-204-10012.04-28.10«Спектрум»
Анталия5Ту-204-10012.04-28.10Mostravel
Анталия5Ту-204-10010.04-28.10Coral Travel
Даламан2Ту-204-10010.05-28.10Coral Travel
Измир2Ту-204-10022.05-28.10«Спектрум»
Бодрум2Ту-204-10024.05-28.10«Спектрум»
Бодрум3Ту-204-100 Coral Travel
Хургада5Ту-204-100К«Спектрум»
Шарм-эль-Шейх6Ту-204-100КCoral Travel
Барселона2Ту-204-10016.05-29.10«Спектрум»
Пальма2Ту-204-10031.05-29.10«Спектрум»
Sky Express
Бодрум1В737-50030.05-30.10«Аэрокредо»
Ираклион2В737-5001.05-29.10«Аэрокредо»
Тиват2В737-50025.05-28.09«Аэрокредо»
Корфу1В737-50024.05-26.09«Аэрокредо»
Стамбул7В737-500 «НЭК Травел»
Пула1В737-5002.05-26.09RCC
Варна2В737-50020.05-29.10RCC
Пардубице1В737-500 «Авиачартер»
«Газпромавиа»
Кальяри1В73730.05-26.09«Тур Парад»
Тиват1-2В737/Як-4230.05-28.09«Эр Турс»
«Кавминводыавиа»
Барселона3Ту-2042.05-28.09VKO Travel
Даламан3Ту-20424.05-28.09Mostravel
Ираклион2Ту-20424.05-28.10VKO Travel
Генуя1Ту-2042.07-27.09DSBW-Tours
Варна3Ту-2042.06-VKO Travel
Кос1Ту-204 «Лабиринт»
«Ямал»
Пардубице1В737 «Нева»
Тиват2В73730.05-28.09«Нева»
Ираклион1В73710.05-4.10Tez Tour
Родос1В7374.06-20.09Tez Tour
Барселона1В73723.05-4.10Tez Tour
«Уральские авиалинии»
Анталия7А320/Ил-861.04-31.10GTI
Анталия2Ил-8619.05-30.09Tez Tour
«Оренбургские авиалинии»
Корфу2В7371.05-28.10«Лабиринт»
«Владивосток авиа»
Барселона1А3202.05-10.10Tez Tour
Ираклион1А32020.05-5.10Tez Tour
«Татарстан»
Задар1В7372.06-28.09«Асент Трэвел»
Nord Wind
Анталия8В757 «Пегас Туристик»
Примечания: К — круглогодичные рейсы