>  Туристические полеты из кризисной Москвы

01.08.2009Туристические полеты из кризисной Москвы

  Высокий летний сезон нынешнего года особый — кризисный. И выполнять чартерные и туристические программы полетов туроператорам и авиакомпаниям приходится в весьма тяжелых условиях. О том, насколько успешно им это удается, читайте в обзорном материале корреспондента TTG Russia

Турция: нелегкое лето

  Турция, а точнее, Анталия, — самый популярный чартерный маршрут России и продолжает успешно оставаться таковым нынешним летом.

  На российском чартерном направлении №1, как и положено, первое место уверенно занимает чартерно-туристский перевозчик №1 — «Трансаэро». Летом он выполняет до 4–5 суточных перелетов в Анталию из «Шереметьево» и «Домодедово» по заказу туроператоров «Натали Турс», Coral Travel, «Трансаэро Тур Центр», «Капитал Тур», «Санрайз», «Интурист». Самолеты — от небольших Вoeing 737 до комфортабельных гигантов Вoeing 747. Из «Шереметьево» 2–3 раза в неделю с «Натали» и «Интуристом» Вoeing 737 компании летают и в Даламан. Tez Tour в этом сезоне обслуживает «Атлант-Союз», отправляясь в Анталию до 16 раз в неделю и до 3 раз еженедельно в Даламан. Среди заказчиков анаталийских полетов «Атланта» значится и Coral Travel.

  А вот авиакомпании группы S7 — «Сибирь» и «Глобус», поскольку к лету вывели из эксплуатации самолеты Ил-86 и Ту-134, теперь реже появляются у турецких берегов. Тем не менее их лайнеры В737 и Airbus А310, ведомые туркомпаниями «Спектрум», S7 Tour, «Нева» и GTI, до 20 раз в неделю берут курс на Анталию. Туда же, на самый востребованный россиянами морской курорт, из Москвы отправляются и чартеры «Аэрофлот-Дона» (Ил-86) по заказу Coral Travel, Tez Tour и «Пегас Туристик». Летает эта авиакомпания и в Даламан с Coral Travel. В Анталию также 5 регулярных полетов в неделю выполняет «Аэрофлот» (лайнеры А320); следуют воздушные суда «Уральских авиалиний» (А320/Ил-86), ведомые туркомпаниями GTI и Tez Tour; ежедневно летает Nord Wind (В757) — собственный авиаперевозчик «Пегас Туристик». Два рейса в неделю компании Sky Express в Бодрум консолидирует «Аэрокредо». Наконец, из-за проблем с летной техникой (Ту-204) из Москвы на турецкие курорты, пока эпизодически, летает новая чисто чартерная авиакомпания Red Wings. Однако в августе перевозчик намерен значительно увеличить число рейсов.

  К апрелю/маю количество заявленных авиачартеров на турецких направлениях отдыха оказалось на 15–20% больше прошлогоднего уровня. Однако после удачного старта на майские праздники в дальнейшем турпоток оказался на 25-30% ниже, чем год назад. Глубина продаж сократилась, хотя интенсивность и осталась высокой, не наблюдалось стабильности загрузки лайнеров, хотя не было и явных провалов. В любом случае операторы были вынуждены снизить чартерные объемы на 10–15%. Однако и этого оказалось недостаточно, и в начале июля прошла новая волна отмен чартерных рейсов.

  Тем не менее к концу июля обстановка на турецких воздушных маршрутах несколько стабилизировалась, и на первую половину августа отмечен небольшой всплеск продаж. Впрочем, многие участники рынка склонны считать, что самый «топовый» месяц летнего сезона вряд ли принесет ожидаемые доходы, и уже в конце августа, а тем более в начале сентября, вновь начнется значительное сокращение объемов воздушных перевозок.

Греция: перераспределение потока

  Среди российских авиакомпаний, выполняющих туристические рейсы из Москвы в Грецию, лидирует «Трансаэро», за которой следуют «ВИМ-Авиа», «Аэрофлот» и SkyExpress. Последний впервые вышедший на греческие маршруты перевозчик-дискаунтер летает на Boeing 737 в Салоники, Ираклион, на Корфу и Родос. Компания «Трансаэро» на более вместительных машинах — Boeing 767/747 — отправилась по тем же направлениям, добавив к ним остров Кос и Пелопоннес. «ВИМ-Авиа» обслуживает «Музенидис Тур» на его фирменном направлении в Салоники (до 14 рейсов в неделю), а также летает на Кос с «Лабиринтом». Много чартеров и у «Аэрофлота»: на Корфу (консолидаторы рейсов «Мавинс», «Пантеон», «Инна Тур»), Родос («Инна Тур»), в Афины («Курортинтур»). Чартерные перелеты из Москвы в Грецию выполняет и авиакомпания «Атлант-Союз» — в Салоники и Афины с «Музенидисом». А с «Лабиринтом» летают «Оренбургские авиалинии» — в Ираклион, «Аэрофлот-Норд» — на Родос, «Кавминводыавиа» — на Кос. Представлены на греческих направлениях также «Ямал» (Родос) и «Татарстан» (Ираклион).

  Греческие авиаперевозки в нынешнем сезоне сократились, и крупных перевозчиков на линиях стало меньше. Ушла с направления компания «Сибирь», обанкротился «КрасЭйр». Невостребованными при этом оказались полеты в Ханью и на остров Санторини. Значительно меньше стало и прямых чартеров в Грецию из российских регионов. Впрочем, это обстоятельство положительно отразилось на загрузке московских рейсов.

  Как отмечают в турфирмах, идет перераспределение чартерных объемов, как между самими греческими направлениями, так и между работающими по ним операторами, чему способствует и пассажиропоток, который весьма неравномерен. Так, избыток перевозки в этот раз прослеживался на линии Москва — Афины, на которой выполняют регулярные полеты национальные компании «Аэрофлот» — ежедневно, Olympic Airways — 4 раза в неделю, а также стоят чартеры «Атлант-Союза», консолидируемые «Музенидисом» и «Де Люксом».

  Греческие туры сентября и октября, продажа которых еще не началась, будут востребованы, и с этим согласно, пожалуй, подавляющее большинство специалистов направления.

Испания: надежда на осень

  Испания входит в тройку наиболее популярных в России направлений зарубежного отдыха. Больше всего авиамаршрутов на испанском направлении вновь заявила авиакомпания «Трансаэро». Из Москвы с начала сезона сюда летают ее регулярные рейсы в Аликанте (один раз в неделю, лайнер В737), на Тенерифе (один-два недельных рейса, В767/В747), в Барселону (около 10 рейсов, В737/В767/В747), а также чартеры на Ибицу (4 в неделю, В737/В767), в Малагу (4-5 в неделю, В767), на Пальму (до 8, В737/В767). Единственным блочником и консолидатором на всех испанских рейсах «Трансаэро» выступает компания «Натали Турс».

  Заказчиками авиакомпании «ВИМАвиа» на испанских линиях стали туроператоры «Бейс Тревел» — Тенерифе и Аликанте, «Время Тур» и VKO Travel — Барселона, «Время Тур» — Пальма. На маршрутах летают Boeing 757, частота полетов один-два раза в неделю. Второй год возит туристов в Испанию и новая российская авиакомпания Red Wings. Этим летом она, по заказу авиаброкера «Спектрум-Авиа», на своих Ту-204 два-три раза в неделю выполняет чартерные полеты в Барселону и на Пальму. Среди крупных держателей блоков мест — Tez Tour, «Ванд Интернешнл». Также отправились в Барселону и авиакомпании «Кавминводыавиа» (Ту-204) — заказчик полетов VKO Travel, «Ямал» (В737) и «Владивосток-авиа» (А320) — заказчик Tez Tour, «Татарстан» (В737). Кроме того, на регулярной основе в Испанию летают «Аэрофлот» — в Барселону, Малагу и «Сибирь» — на Тенерифе. Основные блоки мест на них имеет Tez Tour.

  Главным направлением испанских чартеров по традиции стала Барселона. Но даже и на этом сверхпопулярном чартерном маршруте в первой половине лета наблюдалось явное затишье. Чартерный и регулярный пассажиропоток, по предварительным оценкам, «упал» на 25%. Не помогает и то, что тарифы на перевозку по сравнению с прошлым годом снизились на 20–25%. Сократилась и глубина продаж: консолидаторы до середины лета закрывали лишь одну, в лучшем случае две даты вылета вперед. В то время как год назад у многих уже в июне было распродано практически все.

Италия: полетов стало меньше

  Воздушная перевозка из Москвы по всем итальянским направлениям в этом сезоне серьезно сократилась, по разным оценкам, на 20–30%. Тем не менее, несмотря на явный спад, в Италию вновь летает значительное число авиакомпаний. В отличие от прошлого года много московско-итальянских чартеров, отправляющихся один-два раза в неделю, поднял «Аэрофлот». На Тревизо (лайнер Airbus 320) заказчиком полетов стала компания «Асент Трэвел»; в Геную (А320) — «Ланта-тур Вояж» и «Асент Трэвел»; в Катанию (А320) — «Натали Турс»; Кальяри и Пизу (А319) — «Джет Трэвел»; Римини (B767 и A320) — «Натали Турс» и «Интурист».

  По Италии основной заказчик авиакомпании «Глобус» — туроператор «Данко», консолидирует рейсы в Римини, Неаполь и Анкону (их частота — два вылета в неделю), а также еженедельный чартер в Геную. Самолеты на маршрутах — Boeing 737 и Airbus А319. Еще один круглогодичный еженедельный рейс «Глобуса» в Римини обслуживает туроператор «Натали Турс». Организаторами авиачартеров компании «ВИМ-Авиа» на ее Boeing 757 в Неаполь и Римини выступает турфирма «Спасские ворота Тур», в Тревизо — Pac Group, в Катанию и Палермо — итальянский оператор «Эуриало Виаджи». «Тур Парад» летает в Кальяри с «Газпромавиа» и в Пизу с «Оренбургскими авиалиниями» (самолеты В737). Кроме того, он стал заказчиком чартерных полетов авиакомпании «Центр-авиа», тоже в Кальяри, на ЯК-42, оборудованном лишь 30 креслами бизнес-класса и 8 первого класса. Наконец, в Италию на регулярной основе летают «Аэрофлот» — в Рим, Милан и Венецию, Alitalia — в Рим и Милан, а также итальянские низкобюджетные перевозчики WindJet — в Верону, Форли, Катанию, и Euroflight — в Болонью.

  Как нас заверили в «Тур Параде», объемы перевозок VIP-клиентов в Италию практически не уменьшились, но при этом сроки их пребывания на курортах сократились, чего не скажешь о массовых турах, число желающих отправится в которые с начала лета явно «просело». Как говорили в турагентствах: еще в июле места практически на любой рейс и чуть ли не за сутки до вылета, чего не бывало давно, при желании всегда можно было найти. И это несмотря на то, что цена билетов на блоки упала в сравнении с прошлым летом на €20–40. Впрочем, к августу ситуация несколько выровнялась, и места на рейсах стали раскупаться за две недели вперед. Однако большей глубины продаж, а главное — значительного увеличения пассажиропотока, так и не удалось добиться, поэтому полеты конца лета/начала осени по-прежнему оставались тайной.

Хорватия: в ожидании пика сезона

  Туристические полеты в Хорватию проходят вполне спокойно. Зато разгар летних отпусков на этом популярном направлении обещает стать весьма жарким — в прямом и переносном смысле. Основным авиаперевозчиком на московско-хорватском направлении, как и в прежние годы, остается компания «Трансаэро». Каждую неделю она 4 раза летает в Пулу, 2 раза — в Дубровник и один раз — в Сплит. Заказчиком чартеров выступает сама авиакомпания, а места на рейсах распределили туроператорские фирмы ПАКС, «Асент Трэвел», VKO Travel, «Капитал Тур» и «Ланта-тур Вояж». Причем основную квоту мест, как и последние 7-8 лет, вновь взял ПАКС. Кроме того, ПАКС отправляет туристов в Хорватию двумя еженедельными регулярными рейсами «Аэрофлота» и собственным аэрофлотовским чартером. В свою очередь, «Асент Трэвел» предлагает перелеты авиакомпанией «Глобус». Еще на один курорт — Задар, чартерные полеты «Оренбургских авиалиний» консолидируют опять же «Асент» совместно с ПАКС и фирмой «Амиго». На этом направлении летают чартеры и авиакомпании Sky Express, консолидатором которых стала операторская фирма «Нева». Нынешним летом российскую столицу с Хорватией связывают также и туристические рейсы воздушных компаний «Атлант-Союз», «Татарстан» и «Аэрофлот-Норд».

  Как отмечают в турфирмах, московско-хорватские полеты вполне сбалансированы: отмен рейсов нет, загрузка относительно в норме, что стало результатом договоренности ведущих туроператоров направления. Понимая, что в кризисное время поднимать чартеры порознь крайне рискованно, они заранее определились с числом и распределением мест на маршрутах. Подход вполне оправдал себя, в том числе и потому, что с самого начала турпоток снизился на 20–30%. Впрочем, считают руководители операторских фирм, реально о хорватской авиаперевозке текущего сезона можно будет судить лишь по итогам августа и, скорее всего, сентября. В этот период турбизнес ожидает притока пассажиров, а потому расширяет провозные емкости на авиалиниях. Организаторы чартеров намерены «поиграть бортами»: недельная частота полетов на маршрутах сохранится, зато на трассы выйдут более вместительные лайнеры. У «Трансаэро», к примеру, 138-кресельные Boeing 737 заменяют 490-местные Boeing 747.

Черногория: пассажиров стало больше

  Туристические рейсы из Москвы выполняются в два пункта этой небольшой страны. В столицу Тиват летают все авиакомпании, присутствующие на направлении: «Аэрофлот» (самолеты Ил-96 и А320), «Трансаэро» (B737 и 767), Globus (В737-400), «ВИМ-Авиа» (В757), SkyExpress (В737), «Газпромавиа» (В737 и Як-42), «Атлант-Союз» (В737), «Кавминводыавиа» (Ту-204), «Ямал» В737), «Московия» (Ту-154 и В737) и, наконец, черногорская Montenegro Airlines (В737). Гораздо меньше перевозчиков следуют в более отдаленную от курортного центра Подгорицу: Montenegro Airlines, SkyExpress, «ВИМ-Авиа», «Атлант-Союз». При этом в Тиват компания «Московия» выполняет регулярные рейсы, а Montenegro Airlines летает на регулярной и чартерной основе. Основной объем авиаперевозки на московско-черногорских линиях приходится на компании Montenegro Airlines, SkyExpress и «ВИМ- Авиа», выполняющих полеты 6–7 раз в неделю. Крупные перевозчики — «Аэрофлот», «Трансаэро», Globus хотя и оперируют более вместительными авиалайнерами, но на маршруты выходят один-два раза в неделю.

  R-Tours в этом сезоне стала прямым заказчиком чартеров авиакомпаний Montenegro Airlines, SkyExpress, «ВИМ-Авиа» и «Газпромавиа», а также взяла блоки мест на рейсах «Атлант-Союза», «Московии» и впервые отправившихся в Черногорию «Кавминводыавиа» и «Ямала». Широко представлены на направлении и другие операторы: ПАКС, «Асент Трэвел», «Нева», «Капитал Тур» и «Ланта-тур Вояж».

  Как это неудивительно для кризисного времени, но объем черногорской авиаперевозки в нынешнем сезоне даже несколько возрос. Об этом заявляют в компании R-Tours. Другие операторы дают более скромную оценку: пассажиропоток снизился незначительно, а по результатам сезона, вполне возможно, останется на уровне, близком к прошлогоднему.

Болгария: если и спад, то небольшой

  На традиционных направлениях болгарского черноморского отдыха — Варна и Бургас — количество чартерных и регулярных авиарейсов уже в июне подтянулось практически до уровня прошлого года. По объему авиаперевозок туристов впереди идет компания «Трансаэро». По двум направлениям она выполняет по 2 рейса в неделю на небольших Boeing 737 и «Джамбо» — Boeing 747. Основную часть мест на лайнерах поделили туроператоры «Капитал Тур», «Транстур», «Балкан Экспресс», «Ланта-тур Вояж», ICS Travel Group и «Солвекс Трэвел». Последний оператор, являясь во многом законодателем «болгарской моды», отправляет своих клиентов в Бургас и Варну еще и регулярными рейсами авиакомпании S7 Ailines («Сибирь»), а также ее дочерней чартерной компанией Globus. По тем же маршрутам на лайнерах В737 и А320 организовывает перелеты и собственное турагентство авиакомпании S7 Tour. Не менее активно в нынешнем сезоне летает на курорты Болгарии компания «ВИМ-Авиа». А турфирмы «Нева» и ICS Travel заполняют лайнеры Boeing 737 перевозчика-дискаунтера SkyExpress: 4 недельных чартера на Варну и два на Бургас. За лидерами следуют компании «Татарстан» и «Ямал». При этом былой напряженности на болгарских воздушных маршрутах в этом году не наблюдается, никто из перевозчиков не рушит тарифы, места на трассах хватает всем.

  По словам туроператоров, авиаперевозка в Болгарию на начало сезона практически подошла к объемам прошлого года, спад если и есть, то весьма небольшой. Ранее, к маю, количество объявленных болгарских авиачартеров сократилось, «подстраиваясь» под прогнозы, на 30%. Однако в дальнейшем, поскольку спрос нарастал, началось постепенное наращивание числа рейсов, которые закрывались все с большей прибылью. Немало оказалось и чисто завозных — односторонних — перелетов.

  Подобному развитию событий способствовал ряд факторов, и в первую очередь, снижение цен на курортные отели, в среднем на 10–15%, и как следствие — высокая глубина продаж туров, 4 и больше недель. Тоже на 10–15% снизились чартерные тарифы, так что, авиаперевозка одного пассажира в этом году оказалась дешевле примерно на €30. Все это и способствовало тому, что спад на болгарском направлении, по предварительным оценкам, находится в районе 10%, а по итогам сезона, вполне возможно, окажется еще меньше. Ведь еще скажет свое слово сентябрь, когда начнется учебный год, и гостиничные цены вновь пойдут вниз, а прибыль на перевозку — вверх.

Подготовил Игорь Горностаев

Читайте продолжение обзора в сентябрьском выпуске TTG Russia.

Еще статьи из категории Авиатранспорт