TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  SWISS теперь в компании с LUFTHANSA
Авиатранспорт

10.04.2005 SWISS теперь в компании с LUFTHANSA

SWISS теперь в компании с LUFTHANSA

SWISS теперь в компании с LUFTHANSA

О том, что швейцарскую национальную авиакомпанию Swiss собирается поглотить немецкая группа компаний Lufthansa, официально было объявлено в конце марта. Санкцию на переход Swiss под контроль Lufthansa дали наблюдательный совет Lufthansa, совет директоров Swiss и ее основные акционеры, в том числе Швейцарская конфедерация и кантон Цюрих

В соответствии с принятым бизнес-планом, Swiss останется во многом самостоятельной, сохранит свой бренд, авиапарк и персонал. Ее управляющие органы будут по-прежнему находиться в Швейцарии, а Цюрих продолжит оставаться хабом компании, из которого и дальше будут выполняться в том числе и межконтинентальные рейсы. Lufthansa передаст в распоряжение швейцарцев два дальнемагистральных самолета.

Присоединение Swiss пойдет по многоступенчатой схеме. Первоначально номинальным владельцем компании станет швейцарский AirTrust — фирма, специально созданная для этой цели, в которой Lufthansa будет владеть 11% акций. Затем, после проверки на соответствие антитрестовскому законодательству, немцы увеличат свою долю до 49%. Процесс объединения начнется с зимнего расписания этого года, а полное поглощение Swiss намечено на 2006–2007 годы. О перспективах намеченного объединения перевозчиков наш корреспондент беседует с руководителями российских представительств двух авиакомпаний.

В первый день работы туристической выставки Мitt-2005 стало известно, что активно обсуждавшийся в последнее время вопрос интеграции швейцарской национальной авиакомпании Swiss в немецкую группу компаний Lufthansa одобрен обеими сторонами. Поэтому, придя на ранее намеченную на эти дни встречу с региональным директором Lufthansa по России и странам СНГ Гюнтером Оттом, корреспондент TTG Russia начал беседу именно с этой «горячей» темы.

— Господин Отт, как, на ваш взгляд, слияние двух таких именитых перевозчиков скажется на российском потребителе, а также деятельности турфирм?

— Начнем с того, что основная причина, побудившая нас пойти на этот шаг — желание улучшить обслуживание наших клиентов. Объединившись, авиакомпании предложат им современный продукт высокого уровня. Это позволит решить главную задачу, стоящую сегодня перед всеми перевозчиками: сохранить прежнюю клиентскую базу и продолжить ее дальнейшее расширение. Очень важно, что у пассажиров появится выбор, рейсом какой компании и в какой аэропорт — немецкий или швейцарский — лететь. Можно будет, например, прилететь в Цюрих — базовый для Swiss, а вернуться назад из Мюнхена. Мы надеемся, что предстоящее объединение даст множество преимуществ, в первую очередь, пассажирам обеих компаний.

— После объединения компаний качество их бортовых услуг будет сориентировано на Swiss или же на Lufthansa?

— Я не сказал бы, что качество обслуживания в данных компаниях существенно отличается. В любом случае, целью каждого из перевозчиков остается улучшение уровня бортового и наземного обслуживания пассажиров. И вопрос при этом не стоит так, что у кого-то это выходит лучше, у кого-то хуже. Задача заключается в том, чтобы совместными усилиями поддерживать достигнутые на всех направлениях успехи и двигаться дальше в их развитии.

— На берлинской туристической выставке руководитель отдела продаж и маркетинга Lufthansa Тьерри Антиори заявил, что компания собирается в ближайшее время снизить свои тарифы на 40%. Какие расценки будут тогда на ее российских направлениях?

— Тарифная сетка нашей авиакомпании на сегодняшний день достаточно запутана. Стоит это признать. И вполне очевидно, что даже турагентствам бывает иной раз довольно сложно разобраться во всех представленных в ней ценовых хитросплетениях. В дальнейшем тарифы Lufthansa по-прежнему будут подразделяться по трем классам обслуживания. Но вот внутри них все представленные расценки на перевозку станут вполне прозрачны, просты и понятны. Причем не только профессионалам, но и рядовым пассажирам.
— И все же, можно ли ожидать снижения цен на билеты компании?

— Я считаю, что если мы представим на рынке более четкие тарифы, то агенты по продажам всегда смогут найти реальную возможность минимизировать цены на билеты. Но прямой зависимости между упорядочением всех видов тарифов авиакомпании и их содержанием нет, поскольку здесь влияют совсем другие, единые для всех перевозчиков, экономические факторы. Ведь от нас не зависят цены на топливо, размеры аэропортовых сборов или налогов, а также множество других затратных составляющих авиатранспортного бизнеса.

— Больше года назад Lufthansa, как и другие западные авиакомпании, отменила агентскую комиссию для своих европейских и американских агентов. Наверное, можно уже подвести некоторые итоги работы в условиях этого нововведения?

— Lufthansa не просто отменила комиссионные, а ввела новую модель работы с агентами по продаже. За прошедшее время стало ясно на практике, что она вполне эффективна. Комиссионное вознаграждение в России сохраняется, но в перспективе

мы собираемся и на ее территории вводить новую технологию билетных продаж. Правда, пока, я думаю, говорить об этом еще рано, так что, точной даты отмены комиссии назвать не могу.
Рассказ о готовящемся объединении двух известных европейских авиакомпаний — Swiss и Lufthansa — был бы не полным без мнения другого участника этого процесса. Поэтому с просьбой прокомментировать ситуацию мы обратились к генеральному менеджеру швейцарской компании Swiss по России, Украине и Балканским странам Маркусу Шмиду.

— Маркус, скажите откровенно, весть о слиянии Swiss с Lufthansa застала вас врасплох?

— Это действительно стало для нас большой неожиданностью. Конечно же я, как и другие сотрудники нашего представительства, ожидал, что что-то должно произойти. В современных условиях такой небольшой компании, как Swiss, в одиночку, наверное, невозможно выжить на жестком рынке авиаперевозок. Поэтому со стороны нашей компании была предпринята попытка вступить в глобальный альянс воздушных перевозчиков — сначала в OneWorld. По этому поводу велись длительные переговоры с его основным участником British Airways, но общих точек соприкосновения так и не удалось найти. Поиск альянса продолжился дальше. Но то, что все обернется именно таким образом, стало для нас настоящим сюрпризом. Новость мы узнали одновременно из прессы и внутренней почты. Ведь не секрет, что обсуждение и решение вопросов подобного уровня происходит за закрытыми дверями. И, как мне известно, сотрудники Lufthansa тоже были удивлены не меньше нас.

— Какие-нибудь подробности предстоящего объединения уже известны?

— Пока что никакой детальной информации на этот счет нет. Причем ее нет не только у меня, но и у вице-президентов обеих компаний. Ведь представители Swiss и Lufthansa, включая пять рабочих групп, призванных заняться различными аспектами этой проблемы, встретятся в первый раз только в начале апреля. С этого заседания и начнется разработка политики слияния.

— Какой стандарт обслуживания на рейсах единой компании — швейцарский или немецкий — будет взят за образец?

— Согласно обоюдной договоренности, Swiss остается Swiss, так что мы будем по-прежнему держать высочайший уровень сервиса, которым авиакомпания всегда славилась, и заботиться о своих клиентах, предоставляя им все самое передовое, что имеется в сфере услуг. Наша задача в этом неизменна, а в ее реализации заинтересована теперь и Lufthansa. Немецкая компания отмечает высокий уровень сервисных технологий Swiss, и не исключено, что какие-то модели будут ею скопированы. Не хотелось бы предвосхищать события до первого заседания рабочих групп, но у нас перед глазами есть наглядный пример — слияние KLM и Air France. Хотя в этой паре в роли «старшего брата» выступает Air France, обе компании признают, что IT-технологии наиболее развиты у KLM. И потому в данном вопросе французы признали голландцев лидерами, готовы идти за ними и копировать их опыт. В ситуации с Lufthansa нам, наверное, будет еще легче, поскольку мы говорим на одном языке и у нас очень близкие культуры.

— Для турбизнеса одним из важнейших всегда был вопрос сотрудничества с авиакомпаниями, тем более национальными перевозчиками. Здесь какой-то прорыв во взаимоотношениях структур возможен?

— Говоря об авиационном сервисе, стоит, наверное, рассматривать отдельно две его базовые составляющие. В первую очередь, это, конечно, отношение авиакомпании к пассажирам. А второй момент — взаимоотношения с агентами по продаже перевозок. В данном вопросе ситуация существенно меняется в зависимости от конкретной авиакомпании и конкретного рынка. Обычно политика каждой авиакомпании по отношению к трэвел-агентам имеет свои существенные отличия. Так что, в дальнейшем многое будет зависеть от того, получим ли мы как российское представительство полномочия решать все принципиальные вопросы сотрудничества с агентами самостоятельно. Или же эти принципы будут вырабатываться за столом переговоров между представительствами Swiss и Lufthansa, а может быть, определяться еще на более высоком уровне — в штаб-квартирах компаний.

— В заключение нашей беседы давайте подведем краткий итог сказанному.

— Я уверен, что намеченное слияние будет большим плюсом и для наших пассажиров, и для туристических агентств. От него также выиграют и обе авиакомпании. Для Swiss это станет надежной гарантией долгосрочного пребывания ее бренда на рынке, а также окажет огромную помощь компании при ее вступлении в будущем в Star Alliance. У нас, кроме того, снизится определенная часть затрат, что, естественно, даст ряд преимуществ в условиях жесткой конкурентной среды на рынке. Lufthansa же, в свою очередь, увеличит собственное портфолио, объединившись с известной авиакомпанией, имеющей многолетний положительный имидж. Но больше всего выиграют, повторюсь, наши клиенты, которые получат возможность более активно летать двумя компаниями, ведущими единую стратегическую политику.

Игорь Горностаев