>  Слияния и альянсы по-российски

08.12.2003Слияния и альянсы по-российски

Слияния и альянсы по-российски

Нынешняя политика Министерства транспорта России, как известно, направлена на сокращение числа действующих авиакомпаний. Руководители входящей в структуру Минтранса Госслужбы гражданской авиации (ГСГА) не раз заявляли, что число воздушных перевозчиков в стране должно сократиться с нынешних 270, по крайней мере, до 30. По их мнению, на место большого количества малых структур придут более мощные авиационные предприятия, и именно они смогут направить немалые финансовые средства, в первую очередь, на повышение безопасности полетов. Одновременно, ГСГА собирается строже относиться к коммерческим эксплуатантам, не имеющим собственной летной техники и баз для ее обслуживания


    Подобный подход авиационных властей побуждает небольшие и даже крупные авиакомпании к объединению. Вот наиболее заметные примеры заключенных или подготавливаемых российскими перевозчиками двусторонних альянсов в этом году.

    Авиакомпания "ЮТэйр" (бывшая "Тюменьавиатранс"), базирующаяся в Ханты-Мансийске - четвертая по объемам перевозок в России. По словам ее гендиректора Андрея Мартиросова, на сегодняшний день "ЮТэйр" подошла "к пределу экстенсивного развития пассажирских авиаперевозок" и в течение ближайших 3-5 лет собирается выйти на новые рынки за счет приобретения других воздушных перевозчиков. В ее планы на следующий год входит слияние с одной из российских авиационных структур. Претендентов на возможное объединение "ЮТэйр" ищет в Приволжском, Уральском и Центральном округах. В качестве кандидата эксперты называют компанию "Самара". После слияния, по мнению аналитиков, перед компанией станет задача освоения чартерного рынка столицы.

    Объединиться в самое ближайшее время планируют "Авиакомпания "Тулпар" (Казань) и "Авиакомпания "Карат" (Москва). Головная структура нового перевозчика будет находиться в Москве на базе аэропорта "Внуково", а один из главных филиалов - в Казани, где разместится основная техническая база. Авиакомпания "Тулпар" - вторая по величине в Татарии (после "Татарстан"), создана 11 лет назад как первый частный перевозчик в республике. Авиапарк предприятия насчитывает более 20 самолетов Як-40 и Як-42. Компания "Карат" является генеральным авиаперевозчиком Росавиакосмоса. Ее парк включает Ту-154, Ту-134, Як-42, Як-40 и Ан-24.

    Новая структура официально будет называться ЗАО "Авиакомпания "Карат". Ее будущее руководство не скрывает амбициозных планов: в ближайшее время войти в первую десятку крупнейших авиакомпаний страны. С этой целью ведутся переговоры с другими перевозчиками о возможном слиянии. В частности, достигнута принципиальная договоренность с сочинским "Черноморавиа".

    Наконец, недавно стало известно, что руководство "Аэрофлота" ведет переговоры с конкурсным управляющим ФГУП "Архангельские воздушные линии" ("АВЛ") Виктором Коротяевым о возможном поглощении этого авиапредприятия. "АВЛ" выполняет полеты из Архангельска в 24 пункта России, в том числе Москву, Петербург, а также Финляндию, Швецию и Норвегию. Между двумя авиакомпаниями уже действует соглашение о "код шеринге". Но как считают эксперты, "Аэрофлоту", который начинает наращивать объемы внутренних перевозок, сейчас, гораздо более чем сотрудничество, интересно именно поглощение региональных перевозчиков с их сложившимся пассажиропотоком.

    Впрочем, несмотря на заявления авиавластей о необходимости консолидации отрасли, в нашей стране так и не создано ни одного полноценного авиаальянса, ни международного, ни даже внутреннего. Авиасоюзы не приживаются на российской земле.

    Если вспомнить недавнюю историю, то первый альянс "Открытое небо" был образован в 2001 году. В него вошли четыре авиакомпании: "Домодедовские авиалинии" ("ДАЛ"), "Красноярские авиалинии" ("КрасЭйр"), "АвиаЭкспрессКруиз" и Челябинское авиапредприятие. Четверка перевозила около 8,5% всех российских пассажиров, а общее число ее регулярных рейсов было сопоставимо с количеством рейсов "Аэрофлота".

    Однако совместная жизнь продолжалась недолго. Один из инициаторов - "ДАЛ" - в начале этого года заявил о своем выходе. И сейчас в "Домодедовских авиалиниях" заявляют о возможности создания нового альянса, куда могут войти "Энкор", "Ист Лайн" и "Саратовские авиалинии". А эксперты не исключают альянса и даже слияния "двух китов" - "Домодедовских авиалиний" и "ЮТэйр". Впрочем, все это пока лишь только планы.



Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт