TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

01.12.2011 Sky Express в объятиях «Кубани»

  Старый и новый Sky

  Авиакомпания Sky Express была основана в 2006 году. С самого начала она создавалась как «первый российский низкобюджетный авиаперевозчик», однако в дальнейшем несколько отошла от классических образцов low-cost компаний, начав чартерные полеты за рубеж. В качестве базы Sky Express выбрала «Внуково». И именно перед этим аэропортом у нее в 2008 году образовался долг в размере, согласно различным источникам, 1,2–2 млрд рублей, погашение которого теперь взяли на себя структуры, владеющие АЛК. А еще через два года у Sky Express накопилась задолженность перед лизинговыми компаниями в размере около $2 млн за один лайнер. Оставить в строю арендованные Boeing 737 в тот раз также помогла «Кубань». Но недавно Sky все же лишилась трех Boeing, взятых в лизинг. В то же время только в нынешнем году количество пассажиров Sky Express возросло на 7% и составило 1 млн 144 тыс. человек.

  Авиакомпании «Кубань» и Sky Express уже не первый год выступают альянсом на рынке воздушных перевозок. И теперь, окончательно войдя в состав «Авиалиний Кубани», Sky Express оставляет сектор low-cost перевозок и практически полностью переориентируется на выполнение чартеров, включая программы из регионов страны. По хорошо знакомым авиакомпании и ее партнерам-заказчикам направлениям массового отдыха туристов продолжат возить 132- и 148-местные Boeing 737 и 156-местные Airbus 319. Причем, как стало известно, лайнеры сохранят фирменную раскраску бывшего бюджетного перевозчика. В то же время, буквально накануне объединения, Sky закрыл большинство своих регулярных рейсов из Москвы: к примеру, в Геленджик, Мурманск, Пермь, Уфу, Оренбург, Тюмень, Калининград. Перевозчик сохранил всего три московских направления — в Челябинск, Владикавказ, Краснодар, а также маршрут Сочи — Краснодар.

  В зимний период «Кубань» также заметно уменьшила число регулярных рейсов и тоже сделала упор на чартерные полеты. Тем не менее в высокий летний сезон краснодарский перевозчик намерен восстановить свою прежнюю маршрутную сеть. Более того, его руководство сейчас, по имеющимся сведениям, прорабатывает возможность расширения географии внутренних полетов с учетом прежних направлений Sky Express.

  Low-cost в России

  В начале октября, меньше чем за месяц до поглощения Sky Express, с рынка ушла авиакомпания «Авианова» — второй и последний в России воздушный low-cost перевозчик. Причина прекращения полетов аналогичная — большие долги, и к тому же далеко зашедшие противоречия между акционерами. Такая печальная последовательность событий позволила аналитикам и специалистам говорить о том, что низкобюджетные перевозки в России просто невозможны, а следовательно, россиянам теперь не стоит надеяться на «сверхдешевые» авиабилеты.

  В любом случае сразу две попытки создания в России low-cost компании закончились провалом. И в ближайшем будущем, считают эксперты, вряд ли кто захочет прийти на их место. Хотя в дальнейшем это исключать не стоит. И если попытка создания бюджетной авиакомпании будет предпринята вновь, то, скорее всего, она будет создаваться не с нуля, как Sky и «Авианова», а на базе уже действующей авиакомпании.

  Не так давно вопрос открытия собственной low-cost прорабатывали специалисты «Аэрофлота», причем сделать это планировалось на основе одного из перевозчиков, передаваемых компании госкорпорацией «Ростехнологии». Это казалось вполне логичным, поскольку аналогичное подразделение есть, к примеру, у немецкой Lufthansa — авиакомпания Germanwings, которая летает и в Россию. Свои компании, работающие по бюджетной модели, намерены открыть Iberia совместно с British Airways (Iberia Express) и французская Air France.

  Однако в октябре заместитель генерального директора «Аэрофлота» Шамиль Курмашов заявил, что национальный перевозчик не собирается создавать бюджетное подразделение. И вряд ли другие крупные авиакомпании России, возможности которых более ограничены, возьмутся за подобную работу. Как посчитали в «Аэрофлоте», создание дискаунтера в России невозможно при нынешней нормативно-правовой базе. И этим проблема не ограничивается.

  Работа любой low-cost компании строится на основе двух составляющих: это максимальное увеличение количества выполняемых перелетов и минимизация издержек, в первую очередь на услуги сторонних организаций — аэропортов, топливозаправщиков, ремонтных заводов и других смежников. В России же сейчас практически полностью отсутствует конкуренция между ними, нет альтернативных сервисных предложений от поставщиков топлива, нет и специализированных аэропортов для дискаунтеров. И похоже, что полностью свободный российский низкобюджетный сектор авиатранспортной отрасли еще долго будет оставаться невостребованным.

Игорь Горностаев