>  Сезон спокойней - чартеров больше

08.11.2003Сезон спокойней - чартеров больше

Сезон спокойней - чартеров больше

Редакция попросила представителя одного из активных участников московского авиачартерного рынка дать оценку (насколько это вообще возможно) предстоящей воздушной навигации зимнего сезона. На вопросы нашего корреспондента отвечает начальник отдела перевозок директората по туризму авиакомпании "Сибирь" Алексей Толстик

    - Давайте начнем наш разговор сразу со сравнительной оценки этого сезона с прошлым зимним сезоном. Какова ситуация?

    - По сравнению с прошлым годом, на чартерном рынке намечается явное увеличение объемов перевозок, а значит, и количество бортов на ключевых зимних направлениях. Происходит это в первую очередь из-за того, что год назад существовала угроза начала иракской войны, сейчас же ситуация относительно стабильна. Конечно, сошли с дистанции такие компании, как AJT и "Евразия", однако их самолеты продолжают летать в других компаниях. В общем-то дело известное: когда перевозчик уходит с рынка, его прежние заказчики эстафетой, вместе с самолетом, частично переходят к другой авиакомпании. К примеру, некоторых прежних операторов "Евразии" теперь будет возить "Сибирь". В этом году, к тому же, авиакомпании почувствовали определенное облегчение, так как цены на топливо за рубежом снизились. Так, в Египте с прошлогодних $550 за тонну, они опустились до $350-$400. Впрочем, год назад не произошло и подорожания путевок: туроператорам приходилось летать даже в убыток, чтобы поддерживать направления. И в этом сезоне, на мой взгляд, тарифы останутся на прежнем уровне. Хотя топливо начало дорожать теперь уже в России, доходя сейчас до $350 за тонну - это выше, чем в Турции.

    - С каким начальным "багажом" приступает к выполнению зимней программы "Сибирь"?

    - Чартерные направления у нас остались прежними. Увеличились только полетные частоты, да на Дубай мы стали ходить на регулярной основе. Примерно 75% всего нерегулярного объема "Сибири" составляет египетская программа. В парке компании, выделяемом для выполнения чартерных рейсов, теперь четыре Ил-86, к которым добавятся еще два Ту-154. Собираемся в сезоне летать не только из "Домодедово", но и из "Внуково", хотя для этого и придется разрывать парк.

    - Следующий вопрос сформулирую одним словом - "Дубай"...

    - На Дубае, как всегда, довольно сложная ситуация. Во-первых, цены сейчас заметно пошли вниз. Во-вторых, вышедшая на линию компания Emirates, за счет высококачественного сервиса и ежедневной частоты полетов, стала довольно значительным фигурантом рынка. И хотя групповой тариф Emirates составляет $230-$250 против $180-$190 у российских перевозчиков, уровень А330 не сопоставим с Ил-86. Для нас же летать в Эмираты, даже за $200 при полной загрузке, на сегодня достаточно сложно.

    -  На ваш взгляд, насколько перевозчик вообще свободен в выборе чартерных направлений? Или же здесь господствует полный диктат со стороны консолидаторов?

    - Нам, в общем-то, почти все равно куда летать. Единственное условие при этом, чтобы самолет как можно меньше времени проводил на земле. Небезынтересен еще и показатель количества перевезенных пассажиров. Исходя из этих факторов, компании и делают свой выбор. Допустим, выгоднее дважды слетать в Анталью, чем один раз, к примеру, на Канары.

    - "Сибирь" работает, скажем так, со своими туроператорами. Поделитесь, в чем тут кроются основные преимущества?

    - Главное, что работать со своими, как вы сказали, операторами гораздо более надежно. Это означает взаимное доверие, максимум информации о делах своего партнера.

    - И тем не менее расстановку сил на чартерном рынке вы наверняка отслеживаете?

    - Безусловно. При этом особое внимание уделяем лидерам рынка - авиакомпаниям и фирмам-заказчикам. К примеру, с объемами TEZ Tour просто нельзя не считаться. А предложения перевозчиков нас интересуют, в первую очередь, с точки зрения стоимости рейсов - это главнейшая информация в любой конкурентной среде.

    - А к кому из авиакомпаний вы присматриваетесь особенно внимательно?

    - Наибольший интерес у нас вызывает "Красэйр", который также как и "Сибирь" летает из "Домодедово". В частности, на Дубай он предложил на сегодня самые низкие тарифы - $155 за кресло на Ил-86, что подразумевает в лучшем случае полет по себестоимости. При том реальная дубайская цена в этом сезоне, по нашим оценкам, составляет $180-$190. Что касается "Шереметьево", то в этом аэропорту идет своя игра. К тому же, все действующие там компании, включая "Аэрофлот", имеют меньшие чартерные объемы на стратегических для нас направлениях. Таким образом, по своим возможностям "Сибирь" заняла на рынке определенное место.

    - Знаете, а ведь и "Сибирь" тоже нередко обвиняют если и не в демпинге, то уж в занижении цен - это точно...

    - Могу пояснить, как строится калькуляция наших тарифов. Большинство чартерных компаний арендует самолеты на стороне, соответственно, им необходимо оплачивать аренду, которая составляет порядка $800-$1000 за летный час. У "Сибири" же авиатехника своя. Потом, основной бизнес для "Сибири" все же регулярные рейсы, отсюда налет часов на каждое воздушное судно достаточно высокий, а, следовательно, и стоимость летного часа заметно ниже. Наконец, по каждому конкретному маршруту мы, причем обязательно совместно с заказчиком, кропотливо работаем над поиском вариантов снижения затратной составляющей рейса. И уверяю вас, небезуспешно.




Беседовал Игорь Горностаев



Еще статьи из категории Авиатранспорт