TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Россия введет «черный список» авиакомпаний
Авиатранспорт

01.09.2007 Россия введет «черный список» авиакомпаний

Российские авиационные власти собираются создать «черные списки» для иностранных авиакомпаний, выполняющих полеты в России. Это означает, что для перевозчиков, не соответствующих нормам безопасности полетов, российское небо будет закрыто.

Об этом сообщил заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ — Росавиация) Геннадий Лощенов. Нормативная база, регулирующая этот процесс, должна быть разработана в ближайшие месяцы, и ее требования будут не менее жесткими, чем в Европе. Российский «черный список», в отличие от европейского, будет включать не только зарубежные, но и отечественные авиакомпании.

Проверки иностранных самолетов на соответствие авиационной безопасности уже идут полным ходом. Для поиска зарубежных нарушителей еще в июле были сформированы специальные инспекторские группы во всех международных аэропортах России и организовано ведение базы данных по всем выявленным в ходе проверок отклонениям. Росавиация пока не сообщает об обнаруженных недостатках и нарушителях, поскольку нормативные документы, регулирующие эти проверки, еще до конца не разработаны. По утверждению Геннадия Лощенова, все эти меры не стоит считать ответом или местью транспортным властям Евросоюза, это «реальные шаги по приведению нашей нормативной базы в соответствие с международными нормами». Европейцы уже уведомлены о намерении российской стороны.

Как известно, претензии представителей ЕС к 10 российским авиакомпаниям заставили ФАВТ запретить или ограничить их полеты в Европу. ЕС в течение почти двух лет ведет свой «черный список» небезопасных иностранных авиаперевозчиков, причем российские компании еще ни разу в него не попадали. Тем не менее замечания от Европейского союза к некоторым отечественным компаниям уже дважды заставляли Росавиацию своей властью ограничивать их полеты. В авиационных кругах существует мнение, что «черный список» ЕС используется в большей степени как своего рода шлагбаум, призванный ограничить деятельность чужих перевозчиков на территории Европы. Однако в Росавиации с этим утверждением категорически не согласны. (Хотя доходило и до курьезов: под запрет недавно попал самолет Ил-96, на котором летает Владимир Путин. Правда, российскому президенту было разрешено беспрепятственно перемещаться в небе Европы на своем авиалайнере.)

Стоит отметить, что ФАВТ уже не в первый раз предпринимает попытку контроля над иностранными перевозчиками, летающими в нашу страну. Последний раз это произошло в марте нынешнего года: тогда глава Росаэронавигации Александр Нерадько направил письмо президенту Европейской конференции гражданской авиации Мишелю Вашенхайму. В нем сообщалось, что за девять месяцев только в московском регионе самолеты из Евросоюза 18 раз отклонялись от предписанной высоты, пять раз входили в запретные зоны и неоднократно нарушали правила пролета государственной границы России. Руководитель Росаэронавигации предупредил, что нарушителям может быть отказано в выдаче разрешений на полеты, если европейцы не применят к ним необходимых мер воздействия. Дальнейшего развития эта ситуация не получила, поскольку сторонам удалось уладить назревающий конфликт путем переговоров.

Отраслевые аналитики отвергают политическую подоплеку в действиях российских авиационных властей. Единственным мотивом для них, считают они, служит вполне обоснованное желание не пускать в свое воздушное пространство тех, кто не собирается следовать общепринятым условиям авиабезопасности. Эксперты также считают, что разрабатываемые российские стандарты вряд ли обременят крупные национальные авиакомпании. Скорее всего, требования будут предъявлены к воздушным перевозчикам из стран третьего мира, которые выполняют главным образом чартерные и грузовые перевозки. Хотя и здесь придется действовать достаточно деликатно, чтобы избежать межгосударственных осложнений. Так, Ангола в ответ на запрет полетов национального перевозчика TAAG предприняла ответные жесткие шаги, закрыв свое небо для авиакомпаний из ЕС, что послужило отличным поводом для очередного скандала.

Впрочем, неулаженными до конца остаются и наши отношения с Евросоюзом. Министр транспорта Игорь Левитин оценил сложившуюся ситуацию как довольно непростую. Он дал поручения авиационным ведомствам, касающиеся замечаний европейцев к российским воздушным судам. По мнению руководителя Минтранса, «если в течение ближайших месяцев не будут приняты кардинальные меры по приведению организации полетов в страны Евросоюза в соответствие с международными стандартами», то придется расширять ограничительные меры на полеты российских авиакомпаний в ЕС. Чтобы этого не случилось, всем авиаперевозчикам страны разосланы предписания привести свои самолеты и документацию в соответствие с международными требованиями. К тому же сейчас завершаются внеплановые проверки авиапредприятий, получивших больше всего замечаний от транспортников Евросоюза.