TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  «Россия» может прирасти не только «Сибирью»
Авиатранспорт

01.10.2007 «Россия» может прирасти не только «Сибирью»

  На авиасалоне МАКС-2007 генеральный директор Государственной транспортной компании (ГТК) «Россия» Сергей Михальченко, сообщил журналистам весьма интересную новость. По словам главы президентской авиакомпании, Владимир Путин подписал письмо в адрес министра транспорта РФ Игоря Левитина, подтверждающее, что в ближайшее время в эту авиакомпанию могут влиться еще две авиационные структуры — «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии». Обе они относятся к числу федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).

  А немного раньше, в начале августа, министр транспорта направил в правительство РФ предложение о передаче в хозяйственное ведение ФГУП «ГТК «Россия» ряда госактивов в авиакомпаниях, в том числе блокирующий пакет акций ОАО «Авиакомпания «Сибирь», а также доли трех ФГУП: «Кавминводыавиа», «Оренбургские авиалинии» и «Учебно-тренировочный центр». Согласно письму, с инициативой этого присоединения выступила опять же непосредственно сама «Россия». Минтранс, таким образом, продолжает начатую несколько лет назад политику по укрупнению российских воздушных компаний. Идея аккумулировать все госпакеты в рамках ведущих авиаперевозчиков страны получила полную поддержку и в высших эшелонах власти. При этом, как уверяют федеральные чиновники, речь вовсе не идет о формировании некоего единого государственного авиаперевозчика.

  Государство контролирует деятельность более 50 предприятий, занимающихся воздушными перевозками, и еще более чем в 60 авиационных структурах владеет различными пакетами акций. Принципиальное решение об акционировании этих ФГУПов в правительстве уже принято. Причем, как сообщили в Министерстве транспорта, существует несколько проектов объединения. Так, крупнейшая авиакомпания страны «Аэрофлот» собирается создавать дальневосточный филиал на базе некоторых местных ФГУП, в том числе «Владивостокавиа» и «Дальавиа». «Россия» тоже выражает готовность к поглощению этих же перевозчиков.

А «Оренавиа» против…

  Две авиакомпании, предназначенные для «России» — «Кавминводыавиа» и «Оренбургские авиалинии», действительно весьма привлекательны для перевозчика. Причем процесс присоединения «Кавминводыавиа» к ГТК уже пошел. Принципиальное решение об объединении (а точнее, поглощении) принято, и теперь готовятся необходимые правовые документы. Соответствующий указ президента может быть подписан, считают эксперты, уже в ноябре. Сложнее обстоит дело с другим «авиа-активом».

  ФГУП «Оренбургские авиалинии» входит в число стабильно развивающихся регулярных перевозчиков России. В отличие от многих других авиационных унитарных предприятий, компания далеко не убыточная: в прошлом году ее чистая прибыль составила почти 40 млн рублей, годовой прирост объема пассажироперевозок достиг 200 тыс. человек. В структуре оренбургской ФГУП находится также аэропорт «Центральный», обслуживший в прошлом году более 100 тыс. пассажиров.

  Передачу оренбургской «Оренавиа» предполагается вести по схеме, аналогичной той, что использовалась и для присоединения питерской «Пулково». Для начала потребуется выделить областной аэропорт и авиакомпанию, входящие в состав ФГУП, в самостоятельные юридические лица, после чего провести их приватизацию, но далее мнения расходятся. Местная элита не поддерживает Минтранс: и в администрации Оренбургской области, и в руководстве авиакомпании воздушную компанию и порт после приватизации хотели бы видеть в ведении самих областных властей.

  Руководство региона после акционирования аэропорта рассчитывает получить контроль как минимум над половиной его уставного капитала. Как заявил заместитель председателя правительства области Юрий Калюжный, региональное правительство будет настаивать на этом, поскольку вложило в «Центральный» почти 500 млн рублей — более половины его нынешней балансовой стоимости. Область также хочет иметь контроль над 50% или более уставного капитала «Оренавиа». Как сообщили оренбургские СМИ, губернатором Алексеем Чернышевым проделана большая работа по обеспечению перехода всего авиапредприятия в собственность субъекта Федерации. Многие эксперты не сомневаются в том, что предложение Минтранса будет принято. Но при этом, считают они теперь, возможны самые разнообразные компромиссные варианты, учитывающие и интересы оренбуржцев.

Эти странные 25%

  Как отмечают эксперты рынка авиаперевозок, весьма интересным и заманчивым для руководства ГТК «Россия» наверняка видится и получение пакета акций «Сибири» (торговая марка S7 Airlines). В ОАО «Авиакомпания «Сибирь» государству принадлежит только 25,5% акций, а 63,2% официально владеет Наталья Филева, первый заместитель генерального директора S7. Стоит отметить, что Росимущество не раз пыталось избавиться от своего пакета в «Сибири». Последний раз в марте нынешнего года намеченные торги не состоялись из-за отсутствия заявок. Потому что этот актив, как утверждают специалисты рынка, не особо привлекателен, поскольку не дает контроля над авиакомпанией в целом. К тому же его начальная цена составила 2,89 млрд рублей, и по мнению экспертов, сумма завышена.

  Генеральный директор «Сибири» Владислав Филев отнесся к министерской инициативе по передаче ГТК пакета акций крайне отрицательно, довольно резко прокомментировав возможное развитие событий. По его мнению, если передача состоится, то это не окажет никакого влияния на хозяйственную и коммерческую деятельность компании. Новый владелец госпакета не сможет влиять ни на какие решения нынешней управленческой команды, которая и дальше благополучно останется у руля авиапредприятия.

  Одновременно и Минэкономразвития РФ подтвердило, что считает экономически нецелесообразным создавать на базе ГТК «Россия» некий государственный авиационный холдинг. Ведомство выступает за продажу госпакета S7 с аукциона, предварительно снизив его стартовую цену. Интересно, что в прошлом году Минтранс предлагал передать госпакет «Сибири» «Аэрофлоту», и Минэкономразвития также не поддержало эту идею.

Иван Коблов