>  Росавиация получит широкие полномочия

01.03.2009Росавиация получит широкие полномочия

  Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) усилило контроль за финансовым положением авиакомпаний и их обязательствами перед пассажирами. Соответствующий приказ был подписан в середине января министром транспорта Игорем Левитиным и направлен на регистрацию в Минюст России. Согласно этому документу авиаперевозчик-эксплуатант воздушного транспорта обязан предоставлять Росиавиации финансово-экономические и статистические данные по установленным формам отчетности.

  Как отметил начальник отдела общественных связей Минтранса Тимур Хикматов, Росавиация должна иметь реальное представление о финансовом состоянии воздушных компаний. Это поможет предотвратить такие опасные моменты, когда задолженности не позволят перевозчику работать или вынудят выбиваться из полетного расписания. Если финансовое состояние компании окажется неважным, то это отразится на ее лицензионном допуске к полетам.

  В связи с этим глава Росавиации Геннадий Курзенков предложил внести ряд важных изменений в Федеральные авиационные правила (ФАП). Так, при получении сертификата в первый раз перевозчику придется предоставить план стратегического развития на пять лет, бизнес-план не менее чем на три года и гарантию финансового обеспечения деятельности — или депозит, или банковскую гарантию, или страховой полис. При продлении сертификата требуется бизнес-план не менее чем на два года, финансовая гарантия, а также заключение независимой аудиторской проверки за предыдущий год. Если даже компания захочет просто внести изменения в действующее свидетельство, то ей придется предоставить бизнес-план на год и опять же фингарантию.

  Не менее важно и то обстоятельство, что авиационное ведомство сможет в любое время оценить финансовую деятельность авиакомпании, а в случае необходимости приостанавливать действие сертификата либо вовсе аннулировать его, если компания не выполняет свои обязательства. Перевозчиков, таким образом, обяжут предоставлять сведения и о наиболее опасных неурегулированных задолженностях перед аэропортами и поставщиками топлива; их также смогут отстранять от полетов при систематических задержках или отменах рейсов еще до того, как ситуация станет необратимой. Чиновники намерены особо ужесточить требования к выполнению международных полетов. Напомним, до сих пор Росавиация могла потребовать предоставление финансовой документации перевозчиков лишь при оформлении сертификата эксплуатанта. Контроль же за финансами авиаперевозчиков, отмечают авиационные чиновники, даст возможность предотвратить возможные критические ситуации, как это произошло в прошлом году с обанкротившимся альянсом AiRUnion.

  Размер необходимого взноса в резервный фонд авиакомпаний пока не был назван, известно лишь, что сумма в настоящее время проходит согласование. С другой стороны, в авиационных кругах усиленно муссируется слух, что компаниям придется выводить из оборота около 25% от получаемой ими годовой выручки — резервировать на депозите, предоставить на эту сумму банковскую гарантию или договор страхования на случай банкротства. По крайней мере, аналогичные правила, касающиеся деятельности авиакомпаний, были приняты транспортной комиссией Евросоюза в прошлом году. И как уже успели высказаться некоторые руководители Минтранса РФ, только таким способом пассажиры гарантированно смогут получить компенсации, если авиакомпания окажется не в состоянии выполнять заявленные полеты.

  Желание контролировать финансовую деятельность авиакомпаний эксперты объясняют еще и тем, что теперь государство выступает своего рода поручителем крупных авиакомпаний при получении ими льготного банковского кредита. Отсюда вполне понятно стремление проследить расходование выделенных бюджетных средств. При этом, отмечают эксперты, основные функции в важнейшей контрольной сфере стягиваются к Росавиации, и тем самым, считают они, четко прослеживается тенденция на усиление ее влияния. Вполне вероятно, что в ближайшее время на базе этого ведомства будет создана единая авиационная администрация — достаточно мощная структура, которая будет решать весь спектр задач, связанных с авиатранспортом.

  Авиакомпании далеко не в восторге от инициативы Минтранса осуществлять контроль их финансов. Сегодня свидетельство эксплуатанта обязан иметь любой авиаперевозчик страны, при этом ежегодно его приходится обновлять. Тут у авиаторов вопросов не возникает. Им непонятно другое: как они смогут сформировать новый фонд, тем более в условиях кризиса — свободных денег у них нет, а лимиты на банковские гарантии и кредиты в подавляющем большинстве случаев полностью исчерпаны.

  Турбизнес же, наоборот, готовящиеся новые правила во многом одобряет. Что вполне понятно: ведь нынешние правовые реалии таковы, что, когда турист не смог вылететь на отдых, пусть и по причине банкротства авиакомпании, по закону за это отвечает турфирма, сформировавшая турпродукт, в который вошла данная перевозка. Далее туроператор может переадресовать претензии перевозчику, если к тому времени еще будет кому переадресовывать.

  Ожидается, что новые правила должны вступить в силу к летнему расписанию регулярных полетов нынешнего года.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт