>  Реальный кризис виртуальных продаж

25.02.2015Реальный кризис виртуальных продаж

Реальный кризис виртуальных продаж

     До последнего момента представители онлайн-агентств надеялись, что кризис не коснется их бизнеса. Недоверие к туроператорам после череды банкротств вынудит клиентов активнее бронировать туруслуги самостоятельно — через Интернет. Но к концу 2014 года стало ясно, что затронут весь турбизнес: число российских путешественников уменьшилось на несколько миллионов. По данным Всемирной туристской организации, в 2012 году выездной турпоток из России составил 14 млн, в 2013 году — 16 млн, в 2014-м ожидали 18 млн человек, по факту оказалось около 11 млн.

     Эту тему обсуждали участники московской конференции The World of E-Travel. Из-за массовых банкротств туроператоров пострадали компании, специализирующиеся на продаже чартерных билетов через Интернет. Генеральный директор компании «ВИПсервис» Дмитрий Горин отметил, что в 2014 году глубина продаж уменьшилась на 30%. В первом полугодии россияне бронировали перелеты в среднем за 23 дня, во втором — уже за 18.

     По словам Дмитрия Горина, до мая 2014 года число бронирований увеличивалось каждый месяц, а потом началась стагнация. «В итоге, по предварительным подсчетам, в 2014 году мы продали всего на 56% больше билетов, чем в 2013 году, в то время как в 2013-м — на 66%больше, чем в 2012-м», — добавил Александр Сизинцев, генеральный директор компании Biletix. «Развитие нашего бизнеса сейчас происходит медленнее, чем мы прогнозировали», — подтвердил вице-президент молодой компании Excursiopedia Валентин Домбровский.

     Весьма незначительно вырос спрос на перевозку за рубеж — по данным компании «ВИПсервис», примерно на 7%. При этом на европейских направлениях эксперты зафиксировали спад от 20 до 70%, виной тому резкий скачок курса евро. «В 2013 году туроператоры ставили на Новый год 34 чартерных поезда в Финляндию — одно из самых рейтинговых зимних направлений, в 2014-м планировали 9 поездов, в итоге сошлись на 6», — привел пример Дмитрий Горин.

     В то же время объем продаж авиабилетов в города России за 2014 год, по статистике «ВИП-сервис», увеличился на 19%. Новогодним хитом продаж 2014/15 стал Симферополь. «Мы, например, в 2014-м продали в три раза больше билетов в Симферополь, чем год назад», — рассказал Александр Сизинцев. Средняя стоимость перелета за рубеж — 14,5 тысячи рублей, в российские регионы — 10 тысяч рублей. К тому же осенью на российский рынок вышел лоукостер «Победа», чьи билеты обойдутся в 5–7 тысяч рублей. Перевозчик совершает рейсы из Москвы в Волгоград, Самару, Екатеринбург, Белгород, Пермь, Тюмень, Владикавказ, Сургут, Челябинск. В зимние каникулы 2015 «Победа» поднимала самолеты в Сочи и Минеральные Воды.

     Именно в этом направлении и собираются продолжать свою деятельность онлайн-агентства в 2015 году. Компании-билетчики рассчитывают заработать на продаже перевозок по России, а специалисты по прочим туруслугам, например Excursiopedia, будут предлагать билеты и экскурсии в российские музеи. Конечно, никто не планирует отказаться от Европы и более дальнего зарубежья. Но, к сожалению, строить прогнозы в этом сегменте трудно. Один из участников конференции закончил свой доклад слайдом с вопросительным знаком. Пожалуй, сейчас это единственный знак, который можно нарисовать с уверенностью.

Лиза Гилле

Еще статьи из категории Авиатранспорт