TTG Luxury Russia

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

10.06.2003 "Отдых" для столичных чартеров

"Отдых" для столичных чартеров

Зимние чартерные программы, точнее, их основной контур, многие авиаперевозчики реально представляют уже летом, а то и раньше. Тем не менее всерьез "за зиму" в российских компаниях берутся обычно в конце высокого сезона, т.е. в сентябре. Контрольный срок распределения свободной авиатехники по маршрутам, на котором настаивают заказчики-турфирмы - октябрьская выставка "Отдых". И нередки случаи, когда все расписание полетов верстается за неделю до ее открытия. Так что, в начале октября, когда готовился этот материал, можно было говорить лишь о чартерных планах столичных компаний на осенне-зимний период.

    Начать надо с того, что прошедшее лето московские авиакомпании на чартерных направлениях отлетали вполне успешно. Практически все они в сентябрьских пресс-релизах отмечают заметное увеличение пассажиропотока на туристических линиях. Последующий низкий сезон всегда бывает непростым временем для воздушного транспорта. А в нынешнем году на природный фактор наложился еще и административный.



Осенний сезон охоты


    С начала сентября Государственная служба гражданской авиации отозвала свидетельство эксплуатанта у трех авиакомпаний: "Евразии", AJT и "Аэрофрахта". Последняя мало знакома турбизнесу, поскольку занималась в основном грузоперевозками, а вот AJT и "Евразия" на рынке пассажирских чартеров известны очень хорошо.

    Все три компании относились к разряду "небольших", что дало повод для громких заявлений о "начале массового наступления авиационных властей на мелкие авиакомпании в угоду более крупным авиаструктурам". К тому же, подобные действия Росавиации вполне соответствуют ее концепции о сокращении числа авиапредприятий в стране.

    Но как бы там ни было, для рынка чартерных перевозок истинные причины поведения ГСГА имеют теперь уже не столь существенное значение. Не обольщаются участники рынка и относительно внезапно возникших вакансий на привычных маршрутах. Очевидно, что освободившиеся после закрытия компаний самолеты непременно окажутся в парках других перевозчиков. И они же займут прежние чартерные ниши на отработанных их предшественниками направлениях. Открытым остается лишь один вопрос: где и у кого в предстоящем сезоне "всплывет" временно пребывающая на приколе авиатехника?

    Не исключено, что парк "Евразии" плавно "перетечет" в "Авиаэкспресскруиз", поскольку сейчас эти две авиакомпании прорабатывают возможность объединения. Сложнее обстоит дело с четырьмя лайнерами Ил-86, оставшимися от AJT. По логике вещей, они должны попасть в управление к компании ВАСО - дочерней фирме Воронежского авиазавода. Однако в грядущем низком сезоне, как считают эксперты, ВАСО вряд ли сможет найти всем им применение. Поэтому вполне возможны и иные варианты.

    Как удалось узнать, владельцами среди прочих рассматривается возможность передачи "Илов" компаниям "Сибирь" или "КрасЭйр", базирующимся в "Домодедово". Если это произойдет, то при условии работы компаний из базового аэропорта никаких особых потрясений на московском рынке авиаперевозок ожидать не придется. Но если же перевозчики начнут летать на Ил-86 из "Шереметьево", то тогда будут возможны варианты, причем для рынка весьма малоприятные.

    Впрочем, как было сказано, сейчас еще рано строить прогнозы на ближайший сезон. Остается только следить за развитием событий.



Планы и мечты


    Наиболее многочисленный отряд к началу октября составляли авиаперевозчики, не подписавшие договоры с заказчиками нерегулярных рейсов. В него входил и ведущий перевозчик страны "Аэрофлот - российские авиалинии". Правда, о направлениях полетов его чартерный отдел имел вполне ясное представление. Осенью и зимой самолеты компании вновь, как и год назад, отправятся в Малагу, Гренобль (Ту-154М), Инсбрук (Боинг-737), Мале - Коломбо (Ил-96). Под вопросом полеты в Леон. Как сказали в "Аэрофлоте", скорее всего консолидаторами этих рейсов останутся прежние туроператоры, т.е. фирмы "Натали Турс", "Джет Трэвел" и "Инна Тур" соответственно.

    Не определилась с консолидаторами рейсов и компания "Континентальные авиалинии", за исключением трех направлений. На новом для нее маршруте до модного курорта Гоа загрузку выставляемых на трассу Ил-86 будет контролировать "Индийский клуб". Продолжатся также еженедельные полеты в Барселону. Кроме того, Ил-86 берет "Пегас Туристик", который намерен отправить эту воздушную машину в Египет. "Континентальные авиалинии" будут летать и на Ларнаку (консолидатор - компания "Весма").

    В дальнейшем "Континентальные авиалинии" нацелились на полеты в Дубай. Вот только с кем - пока не решено. Серьезно прорабатывается возможность организации зимних чартеров в Анталию, Бурсу, Инсбрук. Не исключены и другие направления. Вообще же, в сравнении с прошлым сезоном, у "Континентальных авиалиний" стало на один борт больше, а с четырьмя машинами (по две Ту-154 и Ил-86), как считает коммерческий директор компании Надежда Савина, просто необходимо выходить на более высокие  объемы перевозок.

    Организатором круглогодичных чартеров "Домодедовских авиалиний" уже не первый год выступает "Бейс Трэвел". Он и "еще одна турфирма" станут консолидаторами рейсов компании на тот же Гоа. А вот заказчики дальних перелетов из Москвы на Лангкави и в Куала-Лумпур, а также в Римини и Барселону, пока еще не известны. Свободными остаются и операторские места на популярных тайских направлениях. Прежде полеты в Бангкок, Пхукет и Утопао обслуживала небезызвестная авиаброкерская фирма "Юридическая авиационная служба". Однако перед началом летнего сезона ЮАС прекратила работу с "Домодедовскими авиалиниями", и теперь компания лихорадочно ищет адекватную замену прежнему компаньону. Возможно ей станет компания "Турэнергосерис", которая планирует летать с "Домодедовскими авиалиниями" на Бангкок.

    Все упомянутые рейсы перевозчик из "Домодедово" традиционно выполняет на дальнемагистральных лайнерах Ил-96. Однако до конца года он должен получить и машины средней дальности - Ту-154 и Як-42Д, которые собирается задействовать и на чартерных маршрутах. Кроме них, у "Домодедовских авиалиний" есть еще и свободные "дальнобойщики" Ил-62, но возрастные, да к тому же довольно неэкономичные самолеты спросом в туризме не пользуются.

    В процессе мучительного поиска достойного партнера по чартерному бизнесу пребывает и ряд небольших московских авиакомпаний. Базирующаяся в "Быково" "Центр-авиа" входит в их число. На чартерной основе компания, оперирующая небольшими Як-42Д, собирается летать в горнолыжные Инсбрук и Зальцбург, а еще хотела бы выйти на трассы до Братиславы и Остерзунда.

    То же можно сказать и о владелице пяти Ту-154 - компании "Авиалинии-400". Она продолжает три-четыре раза в неделю летать в Стамбул по заказу "Пан Украины" и еженедельно - в Тиват с "Р-Туром". Дальнейшие планы "Авиалиний" пока что не идут дальше нескольких коротких цепочек в новогодний период. Впрочем, по словам первого заместителя генерального директора компании Сергея Татарникова, "в течение месяца многое может измениться, поскольку составление чартерной программы находится в самом разгаре".

    А вот каковы зимние намерения компании "Ист Лайн": еженедельные рейсы в Римини, дважды в неделю - Хургада, трижды - Шарм-эль-Шейх, Салоники, Стамбул. Самолеты Ту-154 и Ил-86, аэропорт, естественно, "Домодедово". И это все что нам пока сообщили.

    Значительно проще жить авиаперевозчикам, имеющим четкие приоритеты в среде турбизнеса. Речь идет о "Сибири" и ГТК "Россия". Последняя, на пару с неизменной "Невой", полетит или уже летает на Ту-204/54 в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Барселону, Пардубице и Бове (Париж). Планируется еще поднять регулярный чартер на Ил-62 в Таиланд. Из сторонних консолидаторов, с "Россией" продолжает выполнение стамбульских рейсов "Пан Украина", а вот появится ли кто еще - неизвестно.

    "Сибирь" имеет сразу две турфирмы, в расчете на которые и строит основную часть чартерного графика. В Египет ее вместительные Ил-86 будут доставлять клиентов одной из них - "Пегас Туристик". Другая же - турагентство "Сибирь", совместно с фирмой "Лужники Тур", займется отправкой Ту-154М в Ларнаку. Кроме этих направлений, компания планирует чартеры в Дубай. На популярном эмиратском направлении, как нам сказал руководитель чартерного отдела компании Алексей Толстик, консолидатором выступит не "Пегас".

    Есть в Москве перевозчик, чартерная программа которого уже в сентябре имела почти законченный вид. Это ВАСО. В предстоящем сезоне он собирается дважды в неделю летать в Дубай (заказчик "Спейс Трэвел") и Хургаду ("Тез Тур"), два-три раза в неделю - в Стамбул, а также выполнять по еженедельному рейсу в Шарм-эль-Шейх с фирмами ICS и "Тез Тур". В перспективе, как пояснили в компании, возможно увеличение полетных частот (а заодно и консолидаторов), но не направлений. Действительно, такой вариант корректировки чартерной программы ВАСО вполне реален. Особенно, если она решится взять на себя оставшиеся после AJT "Илы".

    С зимой определилась и другая, существенно увеличившая сейчас свое присутствие на чартерном рынке компания - "Трансаэро". По заказу "Натали Турс" ее лайнеры летят на Тенерифе, в Барселону, в Утопао и на Пхукет. "Тез Тур" выступает консолидатором рейсов в Таиланд и Египет. Из других направлений: Мале (заказчик "Биг Тур"), Инсбрук и Зальцбрук ("Асент Трэвел"), Гоа ("Индийский Дом" и ДЭО), а также новый маршрут в Доминиканскую республику, который консолидируют сразу три оператора - "Биг Тур", "Южный Крест" и "Капитал Тур". Кроме того, в октябре- ноябре "Трансаэро" открывает регулярные полеты в Эйлат и Гонконг. На дальних маршрутах компания задействует "Боинги"-767, на ближних - "Боинги"-737.

    Наоборот, некую противоположность ВАСО представляет "Авиаэкспресскруиз". Программы чартерных полетов у нее нет и, как нам сообщили в компании, вряд ли она появится раньше ноября. Впрочем, как уже говорилось, АЭК сейчас рассматривает возможность объединения с "Евразией", чем и объясняется ее нынешняя пауза в работе.




Игорь Горностаев