TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

10.06.2003 "Отдых" для столичных чартеров

"Отдых" для столичных чартеров

Зимние чартерные программы, точнее, их основной контур, многие авиаперевозчики реально представляют уже летом, а то и раньше. Тем не менее всерьез "за зиму" в российских компаниях берутся обычно в конце высокого сезона, т.е. в сентябре. Контрольный срок распределения свободной авиатехники по маршрутам, на котором настаивают заказчики-турфирмы - октябрьская выставка "Отдых". И нередки случаи, когда все расписание полетов верстается за неделю до ее открытия. Так что, в начале октября, когда готовился этот материал, можно было говорить лишь о чартерных планах столичных компаний на осенне-зимний период.

    Начать надо с того, что прошедшее лето московские авиакомпании на чартерных направлениях отлетали вполне успешно. Практически все они в сентябрьских пресс-релизах отмечают заметное увеличение пассажиропотока на туристических линиях. Последующий низкий сезон всегда бывает непростым временем для воздушного транспорта. А в нынешнем году на природный фактор наложился еще и административный.



Осенний сезон охоты


    С начала сентября Государственная служба гражданской авиации отозвала свидетельство эксплуатанта у трех авиакомпаний: "Евразии", AJT и "Аэрофрахта". Последняя мало знакома турбизнесу, поскольку занималась в основном грузоперевозками, а вот AJT и "Евразия" на рынке пассажирских чартеров известны очень хорошо.

    Все три компании относились к разряду "небольших", что дало повод для громких заявлений о "начале массового наступления авиационных властей на мелкие авиакомпании в угоду более крупным авиаструктурам". К тому же, подобные действия Росавиации вполне соответствуют ее концепции о сокращении числа авиапредприятий в стране.

    Но как бы там ни было, для рынка чартерных перевозок истинные причины поведения ГСГА имеют теперь уже не столь существенное значение. Не обольщаются участники рынка и относительно внезапно возникших вакансий на привычных маршрутах. Очевидно, что освободившиеся после закрытия компаний самолеты непременно окажутся в парках других перевозчиков. И они же займут прежние чартерные ниши на отработанных их предшественниками направлениях. Открытым остается лишь один вопрос: где и у кого в предстоящем сезоне "всплывет" временно пребывающая на приколе авиатехника?

    Не исключено, что парк "Евразии" плавно "перетечет" в "Авиаэкспресскруиз", поскольку сейчас эти две авиакомпании прорабатывают возможность объединения. Сложнее обстоит дело с четырьмя лайнерами Ил-86, оставшимися от AJT. По логике вещей, они должны попасть в управление к компании ВАСО - дочерней фирме Воронежского авиазавода. Однако в грядущем низком сезоне, как считают эксперты, ВАСО вряд ли сможет найти всем им применение. Поэтому вполне возможны и иные варианты.

    Как удалось узнать, владельцами среди прочих рассматривается возможность передачи "Илов" компаниям "Сибирь" или "КрасЭйр", базирующимся в "Домодедово". Если это произойдет, то при условии работы компаний из базового аэропорта никаких особых потрясений на московском рынке авиаперевозок ожидать не придется. Но если же перевозчики начнут летать на Ил-86 из "Шереметьево", то тогда будут возможны варианты, причем для рынка весьма малоприятные.

    Впрочем, как было сказано, сейчас еще рано строить прогнозы на ближайший сезон. Остается только следить за развитием событий.



Планы и мечты


    Наиболее многочисленный отряд к началу октября составляли авиаперевозчики, не подписавшие договоры с заказчиками нерегулярных рейсов. В него входил и ведущий перевозчик страны "Аэрофлот - российские авиалинии". Правда, о направлениях полетов его чартерный отдел имел вполне ясное представление. Осенью и зимой самолеты компании вновь, как и год назад, отправятся в Малагу, Гренобль (Ту-154М), Инсбрук (Боинг-737), Мале - Коломбо (Ил-96). Под вопросом полеты в Леон. Как сказали в "Аэрофлоте", скорее всего консолидаторами этих рейсов останутся прежние туроператоры, т.е. фирмы "Натали Турс", "Джет Трэвел" и "Инна Тур" соответственно.

    Не определилась с консолидаторами рейсов и компания "Континентальные авиалинии", за исключением трех направлений. На новом для нее маршруте до модного курорта Гоа загрузку выставляемых на трассу Ил-86 будет контролировать "Индийский клуб". Продолжатся также еженедельные полеты в Барселону. Кроме того, Ил-86 берет "Пегас Туристик", который намерен отправить эту воздушную машину в Египет. "Континентальные авиалинии" будут летать и на Ларнаку (консолидатор - компания "Весма").

    В дальнейшем "Континентальные авиалинии" нацелились на полеты в Дубай. Вот только с кем - пока не решено. Серьезно прорабатывается возможность организации зимних чартеров в Анталию, Бурсу, Инсбрук. Не исключены и другие направления. Вообще же, в сравнении с прошлым сезоном, у "Континентальных авиалиний" стало на один борт больше, а с четырьмя машинами (по две Ту-154 и Ил-86), как считает коммерческий директор компании Надежда Савина, просто необходимо выходить на более высокие  объемы перевозок.

    Организатором круглогодичных чартеров "Домодедовских авиалиний" уже не первый год выступает "Бейс Трэвел". Он и "еще одна турфирма" станут консолидаторами рейсов компании на тот же Гоа. А вот заказчики дальних перелетов из Москвы на Лангкави и в Куала-Лумпур, а также в Римини и Барселону, пока еще не известны. Свободными остаются и операторские места на популярных тайских направлениях. Прежде полеты в Бангкок, Пхукет и Утопао обслуживала небезызвестная авиаброкерская фирма "Юридическая авиационная служба". Однако перед началом летнего сезона ЮАС прекратила работу с "Домодедовскими авиалиниями", и теперь компания лихорадочно ищет адекватную замену прежнему компаньону. Возможно ей станет компания "Турэнергосерис", которая планирует летать с "Домодедовскими авиалиниями" на Бангкок.

    Все упомянутые рейсы перевозчик из "Домодедово" традиционно выполняет на дальнемагистральных лайнерах Ил-96. Однако до конца года он должен получить и машины средней дальности - Ту-154 и Як-42Д, которые собирается задействовать и на чартерных маршрутах. Кроме них, у "Домодедовских авиалиний" есть еще и свободные "дальнобойщики" Ил-62, но возрастные, да к тому же довольно неэкономичные самолеты спросом в туризме не пользуются.

    В процессе мучительного поиска достойного партнера по чартерному бизнесу пребывает и ряд небольших московских авиакомпаний. Базирующаяся в "Быково" "Центр-авиа" входит в их число. На чартерной основе компания, оперирующая небольшими Як-42Д, собирается летать в горнолыжные Инсбрук и Зальцбург, а еще хотела бы выйти на трассы до Братиславы и Остерзунда.

    То же можно сказать и о владелице пяти Ту-154 - компании "Авиалинии-400". Она продолжает три-четыре раза в неделю летать в Стамбул по заказу "Пан Украины" и еженедельно - в Тиват с "Р-Туром". Дальнейшие планы "Авиалиний" пока что не идут дальше нескольких коротких цепочек в новогодний период. Впрочем, по словам первого заместителя генерального директора компании Сергея Татарникова, "в течение месяца многое может измениться, поскольку составление чартерной программы находится в самом разгаре".

    А вот каковы зимние намерения компании "Ист Лайн": еженедельные рейсы в Римини, дважды в неделю - Хургада, трижды - Шарм-эль-Шейх, Салоники, Стамбул. Самолеты Ту-154 и Ил-86, аэропорт, естественно, "Домодедово". И это все что нам пока сообщили.

    Значительно проще жить авиаперевозчикам, имеющим четкие приоритеты в среде турбизнеса. Речь идет о "Сибири" и ГТК "Россия". Последняя, на пару с неизменной "Невой", полетит или уже летает на Ту-204/54 в Хургаду, Шарм-эль-Шейх, Барселону, Пардубице и Бове (Париж). Планируется еще поднять регулярный чартер на Ил-62 в Таиланд. Из сторонних консолидаторов, с "Россией" продолжает выполнение стамбульских рейсов "Пан Украина", а вот появится ли кто еще - неизвестно.

    "Сибирь" имеет сразу две турфирмы, в расчете на которые и строит основную часть чартерного графика. В Египет ее вместительные Ил-86 будут доставлять клиентов одной из них - "Пегас Туристик". Другая же - турагентство "Сибирь", совместно с фирмой "Лужники Тур", займется отправкой Ту-154М в Ларнаку. Кроме этих направлений, компания планирует чартеры в Дубай. На популярном эмиратском направлении, как нам сказал руководитель чартерного отдела компании Алексей Толстик, консолидатором выступит не "Пегас".

    Есть в Москве перевозчик, чартерная программа которого уже в сентябре имела почти законченный вид. Это ВАСО. В предстоящем сезоне он собирается дважды в неделю летать в Дубай (заказчик "Спейс Трэвел") и Хургаду ("Тез Тур"), два-три раза в неделю - в Стамбул, а также выполнять по еженедельному рейсу в Шарм-эль-Шейх с фирмами ICS и "Тез Тур". В перспективе, как пояснили в компании, возможно увеличение полетных частот (а заодно и консолидаторов), но не направлений. Действительно, такой вариант корректировки чартерной программы ВАСО вполне реален. Особенно, если она решится взять на себя оставшиеся после AJT "Илы".

    С зимой определилась и другая, существенно увеличившая сейчас свое присутствие на чартерном рынке компания - "Трансаэро". По заказу "Натали Турс" ее лайнеры летят на Тенерифе, в Барселону, в Утопао и на Пхукет. "Тез Тур" выступает консолидатором рейсов в Таиланд и Египет. Из других направлений: Мале (заказчик "Биг Тур"), Инсбрук и Зальцбрук ("Асент Трэвел"), Гоа ("Индийский Дом" и ДЭО), а также новый маршрут в Доминиканскую республику, который консолидируют сразу три оператора - "Биг Тур", "Южный Крест" и "Капитал Тур". Кроме того, в октябре- ноябре "Трансаэро" открывает регулярные полеты в Эйлат и Гонконг. На дальних маршрутах компания задействует "Боинги"-767, на ближних - "Боинги"-737.

    Наоборот, некую противоположность ВАСО представляет "Авиаэкспресскруиз". Программы чартерных полетов у нее нет и, как нам сообщили в компании, вряд ли она появится раньше ноября. Впрочем, как уже говорилось, АЭК сейчас рассматривает возможность объединения с "Евразией", чем и объясняется ее нынешняя пауза в работе.




Игорь Горностаев