>  QATAR AIRWAYS: новый фэропорт - новые самолеты

03.10.2005QATAR AIRWAYS: новый фэропорт - новые самолеты

QATAR AIRWAYS: новый фэропорт - новые самолеты

В России, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация), с начала года значительно возрос спрос на международные авиаперевозки. Причем эта динамика, по прогнозам специалистов, сохранится и в дальнейшем. И если к концу 2005-го объемы российских пассажироперевозок достигнут 36,7 млн человек, то в 2010-м эта цифра должна составить уже 65 млн. В то же время можно говорить и о наметившейся тенденции нехватки у отечественных авиакомпаний лётной техники, в первую очередь допущенной по экологическим нормам к зарубежным полетам.
В связи с этим, как сообщает Росавиация, российские перевозчики планируют до 2010 года приобрести в общей сложности 308 новых пассажирских самолетов. Поставка лайнеров, по словам главы ведомства Александра Юрчика, будет осуществляться как на условиях прямой закупки, так и лизинга и кредита. Существует и федеральная программа обновления лётного парка, в которую включены инвестиционные проекты по лизинговому обеспечению 68 магистральных пассажирских самолетов для семи ведущих авиакомпаний страны. В том числе Ил-96-300 для «Аэрофлота» и «Красноярских авиалиний», Ту-204-300 для «Владивосток Авиа», Ту-214 для «Дальавиа». Кроме того, для получения допуска в страны ЕС 188 действующих магистральных самолетов будут дополнительно подвергнуты модернизации по стандартам ICAO. Доля воздушных судов отечественного производства, удовлетворяющих требованиям по экологическому показателю, в частности, по уровню шума, к 2010-му составит 85% против 54% в текущем году.

Принципиально важно то, что даже в Росавиации сегодня не могут ответить: сколько из более чем трехсот пассажирских лайнеров, которые российские авиакомпании собираются приобрести в ближайшие пять лет, будет отечественного производства, а сколько иностранного. По словам г-на
Юрчика, это зависит от режима ввоза иностранной авиатехники, или объема таможенных пошлин, которые, в свою очередь, «связаны с трудным выстраиванием баланса интересов российского авиапрома и авиаперевозчиков».

Сейчас в нашей стране эксплуатируются около 200 зарубежных самолетов, в том числе 144 производства американского концерна Boeing и 43 — европейского Airbus. Причем оба производителя имеют в России вполне определенные экспансионистские планы и, в отличие от Росавиации, определенно говорят о возможных перспективах на нашем рынке. Как заявил старший вице-президент Airbus Аксель Крайн, к 2024 году его компания обеспечит россиянам не меньше половины потребности в провозных ёмкостях, а оставшуюся половину поделят между собой Boeing и российские авиастроители. По оценке Airbus, за 20 лет наши перевозчики приобретут 620 новых бортов, не считая региональных самолетов вместительностью менее 80 пассажиров. Объем продаж компания оценивает в $49,6 млрд и готова сама реализовать более 300 лайнеров на сумму около $20 млрд.

Впрочем, и Boeing не собирается уступать свои позиции. Компания из США готова вообще вытеснить Airbus из России и занять весь рынок, заявил вице-президент Boeing по продажам в России и СНГ Крейг Джонс. При этом оценки российских продаж у американского концерна даже серьезнее, чем у Airbus — 822 магистральных лайнера до 2024 года. Предсказать, кто из мировых авиагигантов станет первым номером в РФ, многие отечественные аналитики сейчас просто не берутся, а потому заявляют, что их доля разделится примерно поровну. Boeing пока лидирует в основном за счет подержанных самолетов, но очевидно, что в ближайшие годы Airbus его догонит.

В то же время эксперты считают, что российские средне- и дальнемагистральные Ил-96 и Ту-204 — не конкуренты аналогам Airbus и Boeing. По крайней мере в ближайшие годы. (Этого мнения, в частности, придерживается топ-менеджмент «Аэрофлота» и «КрасЭйр».) И хотя самолеты отечественного производства заметно дешевле, в эксплуатации эта разница нивелируется. Главным образом потому, что наши воздушные суда все еще пребывают в стадии конструкторско-технологической доработки. Для них не создана система послепродажного обслуживания. Если поломка случится с западным самолетом, то он будет восстановлен через сутки-двое, чего нельзя сказать о нашей технике. И наконец, как заявил глава Росавиации Александр Юрчик, не исключено, что в следующем году таможенные пошлины на ввоз иностранных самолетов будут значительно снижены.

Тем не менее оптимистично настроенные специалисты полагают, что российские авиастроители все же смогут рассчитывать на определенную долю рынка. Но это вряд ли будет возможно без поддержки со стороны государства.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт