TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

06.10.2005 Приобретания и потери AIRUNION

Российский авиационный альянс, в который входят «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», уверенно увеличивает число своих действительных членов. В сентябре стало известно, что в его ряды вольются «Башкирские авиалинии» (БАЛ). В то же время акционеры AiRUnion потерпели неудачу в деле приобретения компании Malev. Однако борьба за обладание венгерским национальным перевозчиком на этом не закончилась.

Башкирские авиалинии
В сентябре пресс-служба AiRUnion официально объявила, что подписано соглашение о вступлении в его члены авиакомпании «Башкирские авиалинии». В сообщении говорится, что БАЛ сохранит свои позиции как базовый национальный перевозчик Башкирии и ее дальнейшее развитие обеспечит создание в Уфе центра трансферных авиаперевозок. Соглашение предусматривает сотрудничество с участниками альянса на паритетной взаимовыгодной основе, а также сохранение юридической самостоятельности компании.

По мнению аналитиков, вступление «Башкирских авиалиний» в AiRUnion было во многом продиктовано необходимостью повысить ее конкурентоспособность в преддверии скорого появления в республике авиаперевозчика «Башкортостан». Его учредителями выступили основной владелец компании «ВИМ-Авиа» Рашид Мурсекаев и Минимущества Башкирии. Как сообщается, г-н Мурсекаев в качестве уставного капитала предоставил 8 лизинговых самолетов Boeing 757-200. Всего же у «Башкортостана» будет не менее 12 лайнеров. Объявлено, что полеты этой компании начнутся до конца текущего года. Необходимость создания нового башкирского перевозчика была вызвана тем, что правительство республики потеряло надежду на скорейший вывод БАЛа из глубокого экономического кризиса. Только аэропорту Уфы «Башкирские авиалинии» задолжали 72 млн рублей, из-за чего летом компанию едва не обанкротили. Важен и тот факт, что три года назад она перешла из республиканской собственности в федеральную.

Однако, как выяснилось, БАЛ рано списали со счетов. В руководстве компании сообщают, что уже в следующем году планируется увеличить объемы перевозок на 20%, поскольку вступление в альянс даст возможность более оптимально использовать парк самолетов и летный состав. А это, в свою очередь, позволит улучшить финансовые показатели и расплатиться с долгами. В первую очередь предполагается провести технологическое объединение парка воздушных судов. В частности, в период зимнего расписания в выполнении полетов «Башкирских авиалиний» на основных направлениях будет задействован лайнер Ту-134 компании «Самара».
На полноправной основе БАЛ сможет вступить в AiRUnion только к концу октября, после завершения процесса акционирования. Тогда основным держателем ее акций станет Федеральное правительство.

Внутренние разборки
В ближайшее время «Омскавиа» первой из участников альянса прекращает позиционироваться на рынке как самостоятельная структура. Омская компания перестанет работать под своим названием, полностью перейдя под бренд AiRUnion. В дальнейшем, как отмечают эксперты, подобные преобразования позволят AiRUnion безболезненно перейти к единому юридическому лицу и образовать единую воздушную компанию.

В пресс-службе «КрасЭйр» сообщают, что остальные члены AiRUnion пока будут использовать свои прежние названия. Однако наблюдатели предполагают, что следующей компанией, которая будет переименована, может стать, и довольно скоро, «Самара». Возможность покупки акционерами «КрасЭйр» госпакета ее акций (46,49%) сейчас активно обсуждается.

Неберущийся Malev
Менее успешно идут дела у альянса на международном направлении. AiRUnion, а точнее, акционерам «КрасЭйр», так и не удалось осуществить грандиозный проект по покупке венгерской компании Malev. Хотя еще в конце августа об этом говорили как о почти свершившемся факте. Приобретя национального перевозчика Венгрии, авиа-альянс мог бы успешно интегрироваться в международную сеть. Но гендиректору «КрасЭйр» Борису Абрамовичу так и не удалось убедить венгерских чиновников продать Malev, да к тому же государственное приватизационное агентство Венгрии неожиданно объявило об отмене приватизации компании.


Продать госпакет убыточной национальной авиакомпании Malev (99,95%) венгерское правительство пытается уже 15 лет. Последняя — шестая — попытка была предпринята в декабре прошлого года. Предыдущие сделки не могли состояться из-за того, что у властей были завышенные требования, а желающих купить авиакомпанию просто не находилось. Теперь же власти вынуждены были отказаться от практически состоявшегося тендера из-за противодействия профсоюзов Malev и оппозиционной партии, посчитавших, что предложенная «КрасЭйр» цена слишком мала. Однако, по оценкам аналитиков, условия красноярской компании были самыми выгодными из всех предложенных — около $1 млн и погашение $198 млн долга. К тому же финансовую поддержку ей пообещал оказать Внешэкономбанк.

Венгерская сторона выступила с заявлением, что отложить продажу решено намеренно, поскольку, вступив в ближайшем будущем в международный альянс OneWorld, лидером которого является British Airways, Malev станет заметно дороже. В «КрасЭйр» же уверены, что истинной причиной отмены приватизации стали политические игры. Прежде всего то обстоятельство, что профсоюзы авиакомпании и венгерская оппозиция выступают принципиально против продажи нацперевозчика российской компании. Поэтому «КрасЭйр» собирается в судебном порядке опротестовать решение приватизационного агентства Венгрии. Кроме того, по мнению аналитиков, красноярская авиакомпания вряд ли оставит свое намерение купить Malev. Но для этого, скорее всего, ей теперь придется искать другие пути организации сделки.

Наша справка
В парке авиакомпании «Башкирские авиалинии» числятся семь самолетов Ту-154М, купленных в период с 1999-го по 2002 год, а также один Ту-134 и два вертолета Ми-8. В 2004 году выручка компании составила 1,633 млрд руб. Malev Hungarian Airlines — национальная авиакомпания Венгрии, создана в 1947 году. Ее авиационный парк насчитывает 27 самолетов: два лайнера Boeing 767-200ER, четыре Boeing 737-800NG, шесть Boeing 737-700NG, шесть Boeing 737-600NG, пять Fokker-70 и четыре CRJ 200ER. В прошлом году Malev перевезла около 2 млн пассажиров.

Иван Коблов