>  Прежде чем взлететь, надо доехать…

01.11.2012Прежде чем взлететь, надо доехать…

    В последнее время для мегаполисов мира все более актуальным становится создание действенной пассажирской коммуникации «аэропорт — город». В приложении к российской действительности наиболее остро эта проблема стоит в Москве и Санкт-Петербурге. Понимая всю важность организации транспортировки авиапассажиров в город и обратно, российские власти пытаются найти комплексное решение столь важного вопроса, предлагая самые различные варианты перевозки
    И это видно на примере аэропорта «Домодедово». Согласно экспертным данным, суммарный пассажиропоток на направлении, соединяющем его с Москвой, к 2020 году увеличится до 44 млн человек в год. Чтобы снизить предполагаемую транспортную нагрузку на этом участке, уже сейчас запланировано проведение ряда важных транспортных реорганизаций. В частности, намечено строительство второго пути железной дороги от станции «Авиационная» до аэропорта, что позволит сократить интервал движения поездов «Аэроэкспресс» до 15 минут и вдвое увеличить провозную способность линии. Кроме того, рассматривается возможность реконструкции развязки между подъездной автодорогой и Каширским шоссе, а также самой подъездной автодороги. Прорабатываются и иные варианты транспортного сообщения со столицей.

К самолету на трамвае

    По поручению министерства транспорта Московской области готовится проект создания скоростного трамвая, или, как его еще называют, «легкорельсового транспортного маршрута». Он будет ходить в аэропорт «Домодедово» от станции московского метрополитена «Красногвардейская»; в качестве запасного варианта прорабатывается возможность организации движения от метро «Зябликово».
    Общая протяженность трамвайной линии составит 24,5 км. В рамках ее строительства запланировано создание трех пересадочных узлов: «Чурилково», «Петровское», «Развилка», и четырех остановочных пунктов. В настоящее время идет подготовка технико-экономического обоснования проекта. Его реализацию предполагается вести с использованием механизма государственно-частного партнерства. Кроме того, областная транспортная администрация обратилась в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы с предложением поддержать проект и организовать работу по разработке участка линии протяженностью 1,6 км, проходящего непосредственно по территории столицы.
    Согласно имеющейся информации, линия скоростного трамвая будет проложена на участке Западное Домодедово — Щербинка — Южное Бутово — Солнцево — Сколково с заходом в аэропорт «Внуково». Рассматривается также предложение создать двухэтажные вагоны для нового в столице и области вида общественного транспорта: он сможет перевозить в два раза больше пассажиров, нежели обычный трамвай, — на новой линии, по подсчетам специалистов, около 20 тысяч человек ежедневно. Развитие скоростного транспорта предусмотрено планом первоочередных мер по решению нынешних транспортных проблем Москвы. Однако специалисты высказывают опасения, что новые трамвайные линии отберут у автомобилистов полосы движения.
    Аналогичный проект предполагается реализовать и в Санкт-Петербурге. Начало строительства намечено уже на следующий год. Но в Северной столице ее Московский вокзал с международным аэропортом «Пулково» свяжет не трамвай, как поначалу планировалось, а линия легкого метро; в дальнейшем она будет продлена до Колпина. Общая стоимость этого проекта оценивается в 20 млрд рублей. Первый участок трассы пройдет от аэропорта, вдоль Пулковского шоссе, до Кубинской улицы, по Дунайскому проспекту, улицам Бухарестской, Растанной и Лиговскому проспекту. Общая протяженность всего участка составит 25 км.
    За рубежом трамваи, как скоростные, так и традиционные, активно задействованы в системе интермодальных перевозок авиапассажиров. Не так давно, к примеру, трамвайное сообщение в Хельсинки связало с центром города морской терминал, куда прибывают суда таких известных паромных компаний, как Tallink, Eckerо Line и St.Peter Line. С задачей перевозки пассажиров трамвай справляется оперативнее других видов транспорта, поскольку не попадает в пробки, часто возникающие вблизи оживленного терминала; к тому же стоимость проезда в трамвае составляет всего €2 и 2,7.

Из аэропорта в аэропорт по кольцу

    Специалисты московского транспортного ведомства вновь рассматривают возможность организации перевозки пассажиров по Малому кольцу Московской железной дороги (МКЖД). При этом основную функцию этой транспортной артерии они видят в том, чтобы с ее помощью соединить между собой основные аэропорты города.
    Еще четыре года назад власти Москвы и руководство РЖД подписали соглашение о совместной реализации проекта по реконструкции и развитию пассажирского сообщения на Малом кольце Московской железной дороги. После завершения работ специализированные «Аэроэкспрессы» и пригородные электрички, которые ходят в воздушные гавани столицы: «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково», смогут, проезжая по МКЖД, уходить в любом требуемом направлении. Таким образом, на одном составе можно будет доехать в том числе и от одного аэропорта до другого. Проект предполагает, что поезда будут следовать по железнодорожному кольцу с интервалом до 5 минут в часы пик, а общий объем движения составит более сотни пар электропоездов в сутки, что позволит ежегодно более 250 млн пассажирам пользоваться этим дополнительным транспортно-пересадочным контуром.
    Начало активной реализации намеченных планов прежним столичным руководством неоднократно откладывалось, а после отставки Юрия Лужкова о ней и не вспоминали. Но нынешней осенью об этом проекте вновь заговорили, и даже появились конкретные сроки. Как сообщил мэр Москвы Сергей Собянин, «московские аэропорты будут связаны между собой железнодорожным сообщением после 2016 года. По его словам, в настоящее время правительство Москвы вместе с ОАО «РЖД» и Министерством транспорта РФ приступило к возведению объектов Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД).

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт