TTG Luxury Russia

Свежий номер




Главная
Авиатранспорт

16.02.2016 Поезд или самолет?

Поезд или самолет?

Сродни спору о том, что появилось раньше — курица или яйцо, представители туриндустрии могут бесконечно рассуждать о превосходстве поезда над самолетом и наоборот. Мы решили расставить точки над i и обратились к эксперту. О преимуществах железнодорожной перевозки, особенностях ее online-продажи и о высоких технологиях корреспонденту TTG Russia рассказал директор по управлению агентской сетью компании «УФС» Виктор Лукаш.

— Виктор, что вы можете сказать о преимуществах железнодорожных перевозок?

— В первую очередь, поездка на поезде более экономична для пассажиров. Все мы отлично понимаем, что сейчас фактор цены становится одним из главных, и многие пассажиры, готовые рассматривать альтернативные варианты поездок, охотно пересаживаются на поезд. Важно отметить, что железнодорожные перевозчики становятся все более гибкими в тарифном плане: например, динамическое ценообразование позволяет клиенту существенно сократить расходы при заблаговременном планировании поездки. Регулярно проходят различные промоакции, которые дают возможность повышать комфортность путешествия, получать существенные скидки, пользоваться дополнительными сервисами. В то же время железнодорожный транспорт становится более удобным. Сегодня активно развивается направление скоростных перевозок. Анализируя маршрут Москва — Санкт-Петербург, можно увидеть высокую динамику роста пассажиропотока на поездах «Сапсан»: объемы 2015 года примерно в полтора раза превысили показатели аналогичного периода 2014 года. Как поставщика электронных билетов нас радует, что основная доля продаж в скоростном сообщении приходится на e-commerce — 85–87%.

— Однако при этом «Сапсан» по цене находится на одном уровне с авиабилетами, а нередко оказывается и дороже…

— Нельзя забывать такую составляющую логистики, как трансфер в аэропорт и обратно, причем и в месте отправления, и в пункте прибытия. И если сравнить общие затраты, то путешествие «Сапсаном» всё равно окажется дешевле. Не будем забывать также и о динамическом ценообразовании. При желании всегда можно заранее найти билеты на «Сапсан», которые будут заметно дешевле авиационных. Кстати, большинство корпоративных заказчиков внедрили в своих компаниях тревел-политику для сокращения расходов на деловые путешествия, которая учитывает время покупки билета относительно самой поездки. Это относится и к железнодорожным, и к авиаперевозкам.

— Насколько выгодно агентствам продавать железнодорожные билеты?

— Доля электронных железнодорожных билетов растет, что является важным индикатором привлекательности этого сегмента для агентского бизнеса. Наши продукты позволяют партнерам работать и в онлайн, и в офлайн-режимах. Агент может установить на свой сайт наш «Онлайн-модуль», который обеспечивает доступность сервиса бронирования билетов 24 часа в сутки в режиме реального времени. Другое решение для агентов — «Электронная касса», разработана для традиционных билетных касс и туристических агентств, где для выписки билета требуется участие операциониста. В онлайн и офлайн-каналах ценообразование различается. В первом случае все финансовые операции находятся на стороне «УФС», поэтому компания «делится» своим вознаграждением с агентами. Это выгодно, так как сама модель предполагает возможность дополнительной монетизации трафика на сайтах компаний, порталов для путешественников, игроков розничного рынка. В сегменте офлайн мы предлагаем билеты с фиксированным сервисным сбором. Агентство добавляет свою наценку, за счет которой формируется прибыль.

— Возникает вопрос: если клиент покупает билет напрямую, то с него тоже взимаются такие же сборы?

— Нет, если билет приобретается в кассе или на сайте РЖД, наценки нет. Мы не скрываем от пассажиров наличие сборов, ведь это плата за определенные преимущества и дополнительный сервис, которые мы предоставляем пассажирам. Юридическим лицам важно обеспечить документооборот, а мы предоставляем полный комплект подтверждающих документов для отчета в налоговых органах.

— В чем заключается ваше конкурентное преимущество?

— Наши основные преимущества — бесперебойная работа эффективной технологической платформы, стабильные партнерские отношения с широким кругом авиа- и железнодорожных перевозчиков, поставщиков страховых и трансферных услуг, агентской сетью, а также готовность постоянно меняться в соответствии с динамикой отрасли и вызовами рынка. «УФС» является официальным технологическим партнером ОАО «РЖД» и АО «ФПК» и продает около трети от общего числа электронных билетов на поезд. По итогам 2014 года на базе технологической платформы «УФС» было продано более 9 миллионов железнодорожных и авиабилетов.

— В чем сложность создания технологии продаж перевозок для «РЖД»? Почему никто, кроме вас, не стал больше этим заниматься?

— Процесс продаж железнодорожных билетов предполагает обработку и управление огромным объемом данных. Он охватывает ежегодно порядка 70 миллионов пассажиров поездов дальнего сообщения и около 612 миллионов пассажиров поездов пригородного сообщения. На базе нашей технологии подключены тысячи агентств, а приобрести проездной документ на территории России можно примерно в 20 тысячах точек. Сложность заключается в том, что, несмотря на всё это многообразие, любой пассажир должен иметь возможность в любом месте продаж без проблем приобрести билет и в полном объеме воспользоваться предоставляемым сервисом. Необходимо, чтобы механизм реализации был отлажен. Кроме того, необходимо обеспечивать высокий уровень защиты от мошенничества. С этой угрозой мы успешно справляемся благодаря таким инструментам, как двухфакторная авторизация, sms-информирование, уведомления о необходимости смены паролей и иным.

— Сколько у вас в настоящее время контрагентов?

— Нами заключено несколько тысяч договоров с контрагентами. Из них активная работа идет по 1500–1700 соглашениям. Сеть наших партнеров включает разнообразные компании: офлайн-сегмент, бизнес-тревел, адверты — компании, перенаправляющие трафик с собственных сайтов. Крупных партнеров при этом насчитывается несколько сотен. Со всеми заинтересованными партнерами мы всегда готовы обсуждать варианты любых нестандартных интеграций.

— Как технологически устроена организация выплаты вознаграждения агентствам?

— Есть два канала — офлайн и онлайн, и в каждом из них действует своя система отчетности и выплаты вознаграждений. Расчет по железнодорожным перевозкам в офлайн-канале происходит следующим образом: агент размещает на расчетном счете определенную сумму, из которой при выписке билетов списывается стоимость билетов и наш сервисный сбор. Оставшаяся на счете сумма, эквивалентная дополнительным сборам агента, и составляет его прибыль. В сегменте авиабилетов мы выплачиваем бонусы по итогам работы за месяц. Размер комиссии зависит от объема проданных билетов и может достигать 80% от того, что мы сами как агенты получаем от авиакомпании. Комиссия «УФС» достаточно высокая, так как мы входим в число топ-партнеров авиаперевозчиков. В онлайн-канале все расчеты производятся на нашей стороне — мы фактически получаем деньги от физического лица через наши платежные инструменты, а в конце месяца выплачиваем комиссионное вознаграждение по итогам агентских продаж.

— Что вы можете сказать о дополнительных услугах, реализуемых через Интернет?

— Мы стремимся к тому, чтобы наш сервис был максимально удобен для всех пассажиров, и постоянно расширяем предложение дополнительных услуг. По нашим оценкам, они растут в 2,5–3 раза ежегодно. В число наиболее популярных услуг, приобретаемых вместе с билетами, входит страхование в поездке. Динамично растет сегмент бронирования отелей. Мы начали развивать его около двух лет назад, но уже добились заметных результатов. Сегодня в системе доступно более 10 тысяч отелей по России и СНГ и более 250 тысяч отелей за рубежом. Реализована возможность оплаты номера на стойке отеля в момент проживания. Кроме того, в этом году мы запустили сервис по бронированию отелей на сайте «ФПК». В первичной выборке пассажиру предоставляется список отелей в городе, соответствующем станции прибытия. Данные автоматически интегрируются из билета.

Игорь Горностаев