TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Международных аэропортов в России станет гораздо меньше
Авиатранспорт

02.04.2002 Международных аэропортов в России станет гораздо меньше

 В советское время и вплоть до 1992 года формирование структуры международных аэропортов в нашей стране шло постепенно. Получение воздушными портами прав на обслуживание зарубежных рейсов происходило по мере превращения отдельных регионов в крупные индустриально развитые центры с мощным промышленным потенциалом и развитыми зарубежными связями. Все эти воздушные гавани являются аэропортами федерального значения.

На сегодняшний день для международного сообщения открыто 69 аэропортов. Из них два - Анадырь и Нерюнгри - работают как запасные; а еще два - Бухта Проведения и Ханты-Мансийск - открываются только для разовых полетов. Кроме того, имеются распоряжения правительства Российской Федерации об установке новых международных пунктов пропуска в следующих аэропортах и на аэродромах: "Быково", "Нижневартовск", "Грабцево" (Калуга), "Кызыл", "Ермолино", "Таганрог-Южный", "Остафьево", "Чкаловский".

Проблемы переизбытка портов

Анализ степени загруженности международных аэропортов России, по данным Государственной службы гражданской авиации (ГСГА-Росавиация), показывает, что их совокупные мощности значительно превышают потребности регионов в зарубежных авиаперевозках. Так, в 20 аэропортах - 33% от общей численности международных - выполняется в среднем один и менее рейсов в неделю. По итогам 2001 года, было принято и отправлено 50 тыс. и более пассажиров только в 16 аэропортах. И именно на них, то есть только на 24% всех российских аэропортов, приходится 96% (!) всего объема международных пассажирских авиаперевозок в стране.

Также более 95% объема грузоперевозок осуществляется из 10 воздушных портов (14% от общего числа). В аэропортах 12 городов - Анадырь, Благовещенск, Братск, Иваново, Курск, Нерюнгри, Орск, Псков, Радужный, Улан-Удэ, Чита и Элиста, в течение двух лет, в 1999 - 2000 годах, перевозки пассажиров и грузов на международных линиях вообще не осуществлялись.

Повышенная концентрация аэропортов международного
значения, по данным ГСГА, наблюдается на юге России: Анапа, Владикавказ, Краснодар, Махачкала, Майкоп, Минеральные Воды, Нальчик, Ростов-на-Дону, Сочи, Ставрополь; на Среднем Поволжье: Казань, Нижнекамск, Уфа, Ульяновск, Саратов, Самара; в Западной Сибири: Абакан, Барнаул, Кемерово, Новосибирск.
Взят курс на поэтапное сокращение

Мерам по оптимизации количества аэропортов, открытых для международного сообщения, был посвящен и один из вопросов на заседании Правительственной комиссии по транспортной политике, прошедшей 15 марта под председательством вице-премьера Виктора Христенко. На ней с докладом выступил первый зам. министра транспорта России Александр Нерадько. В своем выступлении глава Росавиации определил ряд принципиальных положений в данной непростой проблеме. Согласно им анализ сложившихся пассажиро- и грузопотоков показывает, что с учетом прогнозируемой структуры спроса на рынке авиаперевозок необходимо, чтобы лишь несколько аэропортов остались основными международными узловыми центрами. Часть остальных должна превратиться в региональные или субузловые.

Пассажиры, отправляющиеся из региональных портов, должны будут пересаживается на международные рейсы в одном из ближайших узловых комплексов. Процесс оптимизации структуры международных аэропортов России должен носить поэтапный характер. Его основу, по словам г-на Нерадько, составит критериальная система оценки аэропортов, претендующих на выполнение роли международных узловых центров и субузловых аэропортов.

Исходя из этого, на первом этапе ГСГА предлагает сохранить право выполнять международные перевозки за 37 аэропортами федерального значения, оставив в каждом из федеральных округов РФ от трех до 5 международных аэропортовых комплексов, обслуживающих основные объемы авиаперевозок. На втором же этапе потребуется осуществить дальнейшее и уже более основательное сокращение количества аэропортов со статусом "международный".



Игорь Горностаев