>  Международные полеты упорядочат

01.12.2007Международные полеты упорядочат

  В начале октября в России изменился порядок лицензирования регулярных воздушных перевозок. Ранее авиакомпании должны были получать разрешение на каждый маршрут. Теперь же так называемые квоты на рейсы отменяются, и лицензируется только сама авиатранспортная деятельность перевозчиков. В полном объеме новая технология работы будет задействована с летнего расписания следующего года. Однако касается она только внутрироссийских маршрутов. Полеты по международным линиям по-прежнему регулируются отдельно.

  Связано это, как пояснил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ — Росавиация) Евгений Бачурин, прежде всего с тем, что допуск на международные трассы формируется на основании двусторонних межправительственных соглашений. И как дал понять глава авиационного ведомства, действующие ограничения на полеты за рубеж снимут нескоро. В целях защиты отечественного авиатранспортного рынка, авиационные власти продолжат и дальше сдерживать введение свободного доступа для воздушных компаний на регулярные международные авиамаршруты.

  На эти рейсы, как правило, допускается только один назначенный перевозчик от каждой страны. Росавиация категорически против политики так называемого «открытого неба», и прежде всего потому, что в этом случае на зарубежные трассы плотно «сядут» зарубежные авиакомпании, поскольку наши воздушные перевозчики испытывают явный недостаток в самолетах, имеющих допуск в страны Евросоюза.

  Тем не менее в настоящее время, по словам главы ФАВТ, Минтранс готовит законопроект, который призван упорядочить процесс выдачи разрешений на выполнение международных рейсов. В частности, отбор авиакомпаний планируется проводить почти по 30 критериям: например, характеристика самолетного парка, опыт работы, наличие нареканий от авиационных властей и многие другие. Новый порядок допуска авиакомпаний к выполнению рейсов за рубеж, как сообщили в пресс-службе министерства, планируется разработать к концу 2007-го— началу 2008 года.



«Сибирь» против «Аэрофлота»

  Ждать возможных изменений на внешних линиях не собирается авиакомпания «Сибирь» (торговая марка S7 Airlines). В октябре ее генеральный директор Владислав Филев направил письмо министру транспорта Игорю Левитину. В нем было высказано предложение об изменении существующей системы назначения авиаперевозчиков на международные маршруты. Несколько ранее глава «Сибири» уже обращался в Минтранс РФ с просьбой о пересмотре соглашения о воздушном сообщении между Россией и Францией, согласно которому право на полеты по наиболее востребованному направлению Москва — Париж из российских авиакомпаний имеет только «Аэрофлот».

  «Сибирь» предложила изменить сам принцип допуска на регулярные международные трассы, введя конкурсный отбор авиаперевозчиков. Причем комиссия должна состоять не только из руководства Росавиации. В межведомственную конкурсную комиссию, по их мнению, необходимо привлечь другие заинтересованные федеральные органы: Минтранс, Минэкономразвития, ФАС, МИД и Росаэронавигацию. Нынешняя же практика, утверждается в письме, «не отвечает потребностям результативно развивающихся компаний, нарушает принципы справедливой конкуренции, мешает эффективному функционированию гражданской авиации России в целом».

  Авиакомпанию интересуют практически все мировые центры туризма, куда на регулярной основе она готова отправиться хоть завтра. Но на зарубежных маршрутах возможности S7 Airlines, да и не только ее, сильно ограничены нынешней системой назначенных перевозчиков.

  Как сообщил коммерческий директор компании Вадим Бесперстов, «Сибирь» уже четыре года безуспешно пытается прорваться на парижское направление. На этом маршруте, по его мнению, пассажиропоток в самое ближайшее время можно увеличить на 50%, поскольку сейчас почти треть россиян, главным образом из%за нехватки мест, летают через другие европейские страны и опять же на авиакомпаниях из стран ЕС. Транзитные пути, по которым заметная часть пассажиров из России добираются до Парижа, — также следствие дороговизны перевозки, вызванной отсутствием должной конкуренции на линии.

  В Минтрансе на запросы г-на Филева пока не ответили. Не слышно и открытых заявлений по затронутому им вопросу со стороны других российских перевозчиков, хотя многие из них, в первую очередь «Трансаэро», «КрасЭйр», ГТК «Россия», «Атлант-Союз», также активно рвутся на зарубежные трассы. Правда, по информации прессцентра Минтранса РФ, свои предложения по процедуре допуска, менее радикальные, прислали и другие авиакомпании.

  И еще один, возможно, ключевой момент в этой истории. Понятно, что предложение «Сибири» затрагивает, прежде всего, интересы «Аэрофлота», имеющего статус назначенного перевозчика на подавляющем большинстве международных направлений. В этом ранге компания летает за рубеж еще с советских времен, и, как комментирует заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков, менять сложившиеся правила в настоящее время нецелесообразно, поскольку это даст повод иностранным компаниям активизировать деятельность в России. Отечественные же перевозчики пока не готовы к неизбежной в этом случае конкуренции со своими зарубежными коллегами.

  Так что, защита рынка — необходимость, которая, отмечает г-н Кошляков, свято соблюдается и в европейских странах. Кстати, «Аэрофлоту» тоже приходится бороться за некоторые направления. В Тель-Авив, к примеру, из российских авиакомпаний летает только «Трансаэро», а ведущий перевозчик страны почти 10 лет не может получить разрешение на эту линию.



Турбизнес поддерживает

  Впрочем, эксперты авиатранспортного рынка не сомневаются, что исторически сложившаяся монополия «Аэрофлота» на регулярных зарубежных маршрутах вряд ли продлится долго. Российские перевозчики постепенно набирают силу, а нынешняя тенденция к либерализации международных рынков позволяет предположить, что проникновение на них все большего числа компаний неизбежно — и это отчасти подтверждается на практике.

  Уже сейчас из Москвы во Франкфурт летают более десятка российских авиакомпаний, а в прошлом году Минтранс разрешил выполнять полеты в Испанию — Малагу, Барселону и Мадрид — шести отечественным перевозчикам.

  Нужно отметить, что российский турбизнес тоже выступает за отмену системы назначенных перевозчиков, которая довольно заметно осложняет работу операторов на ряде маршрутов. И в первую очередь, на наиболее популярном парижском направлении. В турфирмах согласны с «Сибирью»: две компании — «Аэрофлот» и Air France — явно не справляются с нынешним российским потоком желающих побывать в столице Франции. Так что, позиция отечественного туризма в этом вопросе вполне понятна и объяснима.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт