TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Крылатые семейства от AIRBUS
Авиатранспорт

01.10.2002 Крылатые семейства от AIRBUS

Европейский авиастроительный консорциум свой первый самолет на широкие воздушные просторы отправил в 1974 году. Самый первый А300 стал своего рода прародителем целого семейства лайнеров, до сих пор успешно развозящих авиапассажиров по странам и континентам. А первым эксплуатантом крылатой продукции новейшего тогда самолетостроительного объединения стала Air France.


Прошло почти 30 лет. За это время Airbus Industry получил в общей сложности свыше 4500 заказов от более чем 180 авиакомпаний со всего мира и поставил заказчикам более 3000 самолетов. Его оборот за 2001 год составил 20,5 млрд евро. И сегодня консорциум имеет почти половину всех заказов в мире на постройку новых лайнеров.

Процесс проектирования и производства самолетных семейств Airbus управляется централизованно, хотя отдельные подразделения консорциума территориально довольно значительно разбросаны по Европе. Его штаб-квартира расположена в Тулузе, Франция, а 16 производственных центров находятся во Франции, Германии, Великобритании и Испании. Каждое из них изготавливает полностью оборудованные части и узлы самолетов, которые затем транспортируются на линии окончательной сборки в Тулузе или Гамбурге. Такая во многом уникальная система производства на практике подтвердила свою эффективность.

Штат Airbus насчитывает около 45 тыс. сотрудников. Акционерами консорциума являются Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS (European Aeronautic Defence and Space Company) и фирма BAE SYSTEMS.

Полеты с подачи Airbus

Европейский авиастроительный консорциум сегодня выпускает четыре так называемых семейства самолетов. В их число входят: узкофюзеляжные лайнеры типов А318, А319, А320, А321; широкофюзеляжные А300, А310; дальнемагистральные А330, А340 и создающееся семейство принципиально новых двухпалубных самолетов сверхбольшой вместимости А380.

    А310 и А300-600 обслуживают в основном маршруты средней протяженности. Эти машины имеют диаметр 5,64 м. В их салонах первого и бизнес-классов компоновка кресел соответствует системе два кресла по три в ряд, тогда как в эконом-классе сидения расположены по восемь в ряду: два-четыре-два. А310, поступивший в эксплуатацию в 1983 году, может перевозить 220 пассажиров на расстояние до 9,6 тыс. км, а А300-600, эксплуатация которого началась годом позже, рассчитан на перевозку 266 пассажиров на дальность до 7,7 тыс. км. Эти машины используют почти сто авиакомпаний мира.

    Узкофюзеляжные лайнеры А319, А320, А321 и в перспективе А318 занимают сегмент рынка воздушных перевозок, обслуживаемый 100-220-местными самолетами. Реализация программы производства А320 началась в 1984 году, а первый лайнер серии был введен в эксплуатацию уже в апреле 1988 года. Типовая компоновка А320 предусматривает размещение 150 пассажиров в двух классах, его дальность полета составляет 5,6 тыс. км. Интересно, что выполняемые ими сегодня перевозки охватывают очень широкий диапазон маршрутов: от рейсов малой протяженности в пределах Европы, до полетов между океанскими побережьями США.

    Лайнеры А321, которые начали массово эксплуатировать с 1994 года, рассчитаны на перевозку 185 пассажиров в двух классах на дальность до 5,6 тыс. км.

    Первый 124-местный А319, летающий беспосадочно на 6,8 тыс. км, был поставлен заказчику в апреле 1996 года. Благодаря своим характеристикам А319 может использоваться на маршрутах средней и большой протяженности в тех случаях, когда нет необходимости использовать самолеты большей вместимости.

    Программы производства самой новой модели семейства А320, которой стал 107-местный А318, начались в апреле 1999 года. Этот лайнер будет летать на расстояние до 6 тыс. км и потому предназначен для обслуживания линий, отличающихся небольшими пассажиропотоками, но высокой частотой отправлений. Его планируется ввести в строй в июле 2003 года.

    Семейство широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров А330 и А340 занимает на рынке следующую позицию - для 240-380-местных самолетов. В настоящее время выпускается пять моделей этих воздушных судов.

    Двухдвигательный
А330-300 рассчитан на перевозку 335 пассажиров в типовой компоновке двух классов либо 295 пассажиров в салонах трех классов на маршрутах протяженностью до 10,4 тыс. км. Он был поставлен на крыло в начале 1994 года. Через четыре года к нему присоединился А330-200, который перевозит 253 пассажира в трех классах на дальность до 12,5 тыс. км.

    Четырехдвигательный А340-300, рассчитанный на перевозку 295 человек в трех пассажирских классах на расстояние до 13,7 тыс. км, успешно работает в десятках авиакомпаний мира. В декабре 1997 года консорциум приступил к созданию двух новых моделей - А340-500 и А340-600. Путь в небо самого вместительного на сегодняшний день из лайнеров А340-600, который способен перевозить 380 пассажиров на расстояние до 13,9 тыс. км, был открыт в июле нынешнего года. 313-местный А340-500 обладает дальностью полета 16 тыс. км. В начале 2002 года состоялся его первый полет, получение летного сертификата запланировано на осень, а поставки заказчикам начнутся уже в конце этого года.
Флагман воздушного флота

Двухпалубные лайнеры семейства А380 станут самыми вместительными гражданскими самолетами за всю историю авиации. Программа производства А380 берет начало в декабре 2000 года. Исходной моделью нового семейства лайнеров сверхбольшой вместимости станет А380-800, рассчитанный на перевозку 555 пассажиров в трех классах на расстояние до 14,8 тыс. км. Помимо этого, концепцией производства 380-х предусматривается выпуск укороченного и удлиненного варианта и модификации с увеличенной дальностью полета.

А380 должен стать самым современным и эффективным магистральным самолетом в мире. И что важно, он создается в тесном сотрудничестве с ведущими мировыми авиакомпаниями, аэропортами и авиационными властями. У лайнера будет на треть более вместительный салон и намного больше площадь пола, чем у его ближайшего конкурента Боинга 747-400, что позволит предоставить пассажирам более широкие кресла и увеличить проходы между ними, а также выделить вне салона дополнительные зоны отдыха, размещенные на нижней палубе.

Летающий гигант проектируется в тесном взаимодействии с представителями 60 крупнейших мировых аэропортов, что должно обеспечить его уверенный ввод в коммерческую эксплуатацию. Появление А380 на авиатрассах, по оценкам специалистов консорциума, станет наиболее оптимальным и экономичным способом справиться с ростом объемов пассажирских авиаперевозок и перегруженностью аэропортов. Альтернативой ему может стать только нарастающее увеличение частот отправления ныне эксплуатируемых самолетов. Однако это потребует многомиллиардных инвестиций в строительство новых взлетно-посадочных полос, дополнительных терминалов и даже аэропортов.

Первый полет А380 намечен на 2004 год, а поставки лайнера эксплуатантам начнутся два года спустя. И уже в марте 2006-го первый серийный авиагигант должен поступить в парк Singapore Airlines. Эта машина с самого начала имела достаточно высокий спрос: к настоящему моменту девять компаний заказали в общей сложности 97 лайнеров А380, включая 17 его грузовых вариантов.


Это интересно
На производство одного серийного самолета, в зависимости от его конструктивных размеров и требуемых модификаций, в Airbus Industry уходит максимум 11 календарных месяцев, что считается достаточно высоким показателем. Так, небольшой А320 выпускается в среднем за 7 месяцев, а гораздо более крупная стальная птица - А340-300 за 9 месяцев. Средняя цена лайнеров тоже значительно разнится. А319, для примера, стоит около $47 млн, А320 - $54 - $55 млн, а уже последний широкофюзеляжный А340-600 обошелся потребителям в $150 млн. Что касается А380, то, предположительно, его цена составит $230 - $240 млн.

И еще, что весьма принципиально, самолеты от Airbus довольно широко унифицированы как с точки зрения их конструкции, так и эксплуатации. В результате 10 моделей лайнеров различных семейств от 100-местного А318 до самого вместительного самолета мира А380 располагают фактически одинаковыми кабинами пилотов, имеют идентичные бортовые системы и схожие пилотажные характеристики. Поэтому во многих случаях аттестация летчиков для выполнения полетов на одном из типов самолетов распространяется на все другие типы и семейства.



Игорь Горностаев