>  Как государство помогает авиакомпаниям

01.03.2009Как государство помогает авиакомпаниям

  Правительство РФ приняло решение о государственных гарантиях и поддержке деятельности ведущих отечественных авиакомпаний. Объем средств, направляемый на их кредитование, составляет 30 млрд рублей. Как заявил вице-премьер Сергей Иванов, в первую очередь помощь оказывается крупным воздушным компаниям, доля перевозок которых в общероссийском авиатранспортном объеме составляет до 90%. По его словам, авиакомпании получили или занимаются оформлением кредитов, необходимых для их операционной и текущей деятельности.

  Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики в конце декабря утвердила перечень системообразующих организаций, имеющих стратегическое значение. В их число включен и ряд авиапредприятий: авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь» (S7 Airlines), «Трансаэро», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», а также предприятие, ответственное за создание нового авиаперевозчика «Росавиа», — ООО «Авиакомпания». Кроме того, в список стратегических организаций в сфере воздушного транспорта вошли и аэропорты: «Шереметьево», «Владивосток», «Домодедово», «Внуково», «Пулково», «Сочи», «Кольцово» (Екатеринбург), «Толмачево» (Новосибирск) и «Калининград».

  При этом, как отмечается в правительственном сообщении, «включение организации в указанный перечень не является гарантией финансовой поддержки. Главная задача работы с такими компаниями — поддержание их устойчивости, используя не только кредитные инструменты, но и другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика»; «при необходимости, будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий», сказано в сообщении правительства.

  Подписано постановление о порядке предоставления банкам субсидий на возмещение затрат по кредитованию авиакомпаний. Льготные кредиты, согласно этому документу, предоставляются крупнейшим системообразующим авиакомпаниям, которые по итогам 11 месяцев прошлого года перевезли не менее 1 млн пассажиров, причем половину от этого количества — регулярными рейсами. По данным Транспортной клиринговой палаты, этим критериям соответствуют следующие воздушные перевозчики: «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии», «КД авиа» и «Аэрофлот-Дон». В список не вошли две авиакомпании-«миллионера» «ВИМ-Авиа» и «Атлант-Союз», поскольку у них доля чартерных рейсов заметно превышает половину от общего объема. До требуемого пассажирского миллиона немного не хватило единственной российской бюджетной компании Sky Express и «Оренбургским авиалиниям».

  Правительство утвердило и правила предоставления банкам субсидий на кредитование авиакомпаний. Кредитные ставки для них предусматриваются не выше 16,8%. Наряду с госбанками рассмотрением документов и запросов компаний занимается Росавиация. От ведомства требуется предоставление гарантий по обязательствам авиакомпаний, а также осуществление контроля над их финансовым состоянием.

  Между тем, как стало понятно уже после новогодних праздников, получить господдержку перевозчикам оказалось отнюдь не просто. И прежде всего потому, что банки продолжают предъявлять к ним те же требования, что и к обычным заемщикам. Да и сами кредиты, отмечают в авиакомпаниях, оказались по вполне сложившимся рыночным ставкам. В таких условиях, например, «Аэрофлот» продолжает работать с прежними банками-партнерами, не рассчитывая на сторонние деньги. Понятно, что воздушные компании ожидали от правительства меньших ставок по кредитам и их большую доступность. С другой стороны, отмечают сами участники рынка, в кризис любые заемные средства лишними не бывают.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт