TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  История повторяется
Авиатранспорт

01.06.2005 История повторяется

Многим еще хорошо помнится история с «шумными» самолетами. И вот, похоже, назревает очередной авиационный скандал, касающийся запретов на полеты воздушных судов, на этот раз не оборудованных аварийными радиомаяками системы КОСПАС-САРСАТ. Причем развитие этой истории грозит привести к тому, что половина отечественного авиапарка окажется на земле уже в июле этого года. Впрочем, все это скорее в теории: поскольку новая проблема чисто внутрироссийская, то вряд ли стоит ожидать, что она получит тот же размах, что и международная «шумная» эпопея. Тем не менее испортить жизнь многим перевозчикам, а заодно и их партнерам, ей вполне по силам

Установить маяк — это непросто
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) рекомендовала устанавливать радиомаяки на воздушные суда, выполняющие полеты над малонаселенной местностью и водными пространствами, еще более двадцати лет назад. При падении и ударе самолета о поверхность, специальные приборы КОСПАС-САРСАТ через спутник начинают посылать сигналы о своем местонахождении, что существенно облегчает поиск лайнера. В августе прошлого года Министерство транспорта РФ издало приказ, запрещающий с начала 2005 года эксплуатацию самолетов, не оборудованных аварийными радиомаяками.

Серийное производство радиомаяков (АРМ-406П и АРМ-406АС) уже давно освоено в НИИ космического приборостроения. Тем не менее подавляющее большинство авиакомпаний страны не успело в столь сжатые сроки переоборудовать свой летный парк. В том числе во многом и из-за финансовой стороны дела. Один радиомаяк стоит около $4500. А установка двух таких приборов, входящих в комплект, обходится в среднем еще в $20 тыс. Для небольших перевозчиков подобные расходы обременительны.

Кроме того, установка системы требует подготовки комплекта конструкторской и эксплуатационной документации для каждого типа самолета или вертолета. Авиапромышленность же не успела ее вовремя выпустить. В результате к началу нынешнего года маяками КОСПАС-САРСАТ оказались оборудованы лишь чуть более сотни магистральных

самолетов из 404 находящихся в эксплуатации. Учитывая это обстоятельство, Минтранс пошел на уступку, предоставив авиакомпаниям отсрочку. В зависимости от степени готовности документации, сроки отодвинулись на 1 июля текущего года и на 1 января 2006-го в зависимости от типа самолетов.

Радикальный и промежуточный варианты
Однако и отсрочка, судя по всему, не помогла большинству российских перевозчиков решить назревший вопрос. По состоянию на апрель, оснащен радиомаяками 61% самолетов типа Ту-154, 50% — Ту-214 и 79% — Ил-96. Причем в срыве намеченных сроков, как заявил министр транспорта Игорь Левитин, виноваты не столько авиаперевозчики, сколько авиазаводы. Прежде всего потому что техдокументации для установки системы по некоторым типам воздушных судов оказались не готовы даже к середине апреля. Кроме того, право на выполнение этой операции в России имеет лишь около десятка лицензированных предприятий, которые могут переоборудовать не более 50 самолетов и вертолетов в месяц.

Уже понятно, что выдержать установленные сроки вряд ли удастся. Но Минтранс, по заверениям его высших чиновников, переносить сроки на установку оборудования на этот раз не собирается. Более того, авиационные власти готовы пойти и на радикальные меры. Если к июлю самолеты, для которых уже есть эксплуатационная документация по использованию маяков, не будут ими оснащены, их полеты могут быть прекращены.

У крупных авиакомпаний угрозы авиатранспортного руководства не вызвали почти никакой реакции, поскольку большинство из них успело переоснастить авиапарк. Как считают эксперты, серьезные проблемы могут возникнуть только у небольших авиаперевозчиков.

Впрочем, аналитики также не исключают, что Минтранс согласится пойти на некий промежуточный вариант. В частности, отсрочку смогут получить те авиакомпании, которые заключили договоры на оборудование своих самолетов, но не успели провести эти работы. Но в любом случае, устанавливать далеко не дешевую систему КОСПАС-САРСАТ им все равно придется.


Иван Коблов