TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  «Ист Лайну» придется больше платить за «Домодедово», а пассажирам — за билеты
Авиатранспорт

08.03.2005 «Ист Лайну» придется больше платить за «Домодедово», а пассажирам — за билеты

«Ист Лайну» придется больше платить за «Домодедово», а пассажирам — за билеты

«Ист Лайну» придется больше платить за «Домодедово», а пассажирам — за билеты

В середине февраля Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил иск Росимущества — Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, признав недействительным договор аренды аэродрома «Домодедово» группой компаний «Ист Лайн». Тем не менее представители государства не собираются лишать группу ее профильного бизнеса и готовы к заключению нового арендного договора

Сегодня — это не вчера
Договор, ставший предметом судебной тяжбы, заключен в мае 1998 года между ГУП «Администрация аэропорта Домодедово», которое в то время распоряжалось всем имуществом воздушного порта, и ЗАО «Международный аэропорт Домодедово» (МАД), входящим в состав группы компаний «Ист Лайн». (Точнее, 98% акций МАД принадлежат ЗАО «Ист Лайн Хэндлинг», которое, в свою очередь, входит в «большой» «Ист Лайн», возглавляемый бизнесменом Дмитрием Каменщиком.) В соответствии с этим договором «Ист Лайн» получил в аренду на 75 лет не подлежащее приватизации аэродромное имущество, общая балансовая стоимость которого составила почти 750 млн руб.
Его эксплуатацию арендатор оплатил на 8 лет вперед — до середины 2006 года по ставке 900 тыс. рублей за каждый месяц согласно одним данным, и 3 млн рублей в год согласно другим. Но в любом случае, как в дальнейшем сочли в Росимуществе, размер арендной платы оказался явно занижен, поскольку, по оценкам специалистов, только в прошлом году, за обслуживание авиакомпаний и пассажиров, аэропорт выручил более 10 млрд рублей. Представители «Ист Лайна» в свою очередь заявляют, что за все годы в развитие инфраструктуры аэропортового комплекса, в соответствии с договором аренды, группа вложила более $500 млн, включая $30 млн на арендованное у ГУПа аэродромное хозяйство. И именно эти инвестиции позволили вывести «Домодедово» на уровень лучшего аэропорта в странах Восточной Европы.

Впрочем, претензии Росимущества не ограничились лишь финансовой стороной дела. По заявлениям представителей этого ведомства, прежний договор был заключен с грубыми нарушениями: в свое время стороны не согласовали его содержание в Госкомимуществе, приемником которого сейчас стало Росимущество. Чиновники же, по их утверждениям, вряд ли бы одобрили эту сделку, еще и потому, что, сдав в аренду весь имущественный комплекс аэропорта, ГУП не может достойно обеспечивать безопасность полетов.

В 2003 году ГУП «Администрация аэропорта Домодедово» предпринял первую попытку оспорить этот договор аренды в московском арбитраже. Но до последнего времени все разбирательства заканчивались в пользу «Ист Лайна». И вот 14 февраля Федеральный арбитражный суд Московского округа удовлетворил кассационную жалобу Росимущества. Это решение вступило в силу, и оспорить его может теперь только Высший арбитражный суд.

Договор, который дорогого стоит
После вынесения судебного вердикта руководство «Ист Лайна» заявило, что группа, возможно, и не будет его оспаривать, поскольку рассчитывает «в ближайшее время» договориться с профильными ведомствами об условиях нового договора.

Одновременно и пресс-служба Минтранса распространила заявление: «Принятое судом решение об аннулировании договора не означает, что аэропорт «Домодедово» собираются отобрать из управления группы «Ист Лайн». Будет заключен новый договор». Что в общем-то вполне логично и объяснимо. Раз договор признан недействительным, государство должно либо вернуть «Ист Лайну» вложенные им многомиллионные средства, либо зачесть их в счет арендной платы при составлении нового документа. Понятно, чиновникам проще заключить договор на новых условиях.

Поэтому как сообщили в Росимуществе, началась работа над новым арендным договором. И он будет направлен на то, чтобы за безопасность полетов отвечал именно ГУП. Далее, в аренду предполагается сдать не все имущество. И наконец, самое важное — арендная плата должна быть повышена «в соответствии с реальными доходами от использования аэродромного комплекса». По информации же из пресс-центра «Ист Лайна», речь идет о трехкратном увеличении арендных ставок, что соответствует ежегодным выплатам в размере не менее $1,2 млн. Хотя есть данные, что арендные платежи увеличатся в пять, а возможно и более раз. Как отметили в Минтрансе, у нас пока не существует методика заключения таких договоров с аэропортами и нет методики расчета их арендной стоимости.

Также пока неизвестно, когда новое соглашение может быть подготовлено. Произойдет это в течение месяца — двух. Причем новый договор, не исключено, «Ист Лайн» заключит не с ГУП «Администрация аэропорта Домодедово», а с ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» или даже напрямую с самим Росимуществом. Но в любом случае, как подтвердил пресс-секретарь «Ист Лайна» Игорь Тихомиров, до окончательного завершения всех процедур, «Домодедово» продолжает свою работу в обычном режиме.

И еще один весьма важный аспект. По мнению аналитиков, если условия нового арендного договора между «Ист Лайном» и представителями государства повлекут за собой существенное увеличение ставок на аэропортовое обслуживание, то авиакомпании наверняка поднимут цены на билеты. И к тому же повышение стоимости обслуживания в «Домодедово» может значительно снизить завидную динамику его развития, которую порт демонстрировал в последние годы. Впрочем, в любом случае все будет зависеть от новых условий аренды.

НАША СПРАВКА

Аэропорт «Домодедово» был официально открыт в мае 1965 года. Сегодня его аэродром имеет две взлетно-посадочные полосы (ВПП), которые могут принимать воздушные суда всех типов. Сам аэродромный комплекс, аренду которого оспаривали две стороны, кроме ВПП, состоит из рулежных дорожек, зданий, стоянок, перронов и оборудования, необходимых для обслуживания воздушных судов. Суточный пассажиропоток «Домодедово» составляет более 7 тыс. чел., грузооборот — до 200 т. Аэропорт осуществляет до 10% перевозок гражданской авиации России и до 40% от общего объема авиаперевозок Московского авиационного узла. В 2004 г. его услугами воспользовались почти 12,7 млн пассажиров, что составило почти 30% прироста к прошлому году.
Группа компаний «Ист Лайн», управляющая аэропортом, объединяет девять предприятий, работающих в «Домодедово». Среди них ЗАО «Ист Лайн Хэндлинг», которое является генеральным агентом аэропорта, а также единственным оператором среди остальных компаний, входящих в «Ист Лайн» и образующих Домодедовский комплекс. Годовая выручка группы — $450 млн, рентабельность — 42%.



Иван Коблов