TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Гражданская авиация в 2009 году
Авиатранспорт

01.03.2009 Гражданская авиация в 2009 году

  Участники рынка воздушных перевозок и отраслевые эксперты сходятся во мнении, что нынешний год, проходящий под натиском глобального экономического кризиса, будет для авиатранспортной отрасли далеко не из легких. Уже сейчас заметно, что россияне стали реже летать, и, следовательно, прибыль авиакомпаний неуклонно уменьшается

  Традиционно большие объемы туристической перевозки в новогодне-рождественский период в этот раз были значительно меньше, поскольку спрос упал в среднем на 30–40%. В постпраздничный период и так низкие продажи сократились ещё больше. По сравнению с прошлыми годами общее число воздушных рейсов с середины февраля по начало марта оказалось приблизительно вдвое ниже. Особенно больно кризисная волна ударила по авиачартерам.

  Если обратиться к недавней истории, то в 2007 году российский авиарынок вырос на максимальные за постсоветское время 18,6%. Причем наиболее увеличились именно чартерные перевозки, лидерами которых стали компании «Трансаэро», «Атлант-Союз», «ВИМ-Авиа», «Оренбургские авиалинии». В настоящее время ситуация изменилась кардинально. Корпорации, пересматривая бюджеты, в первую очередь сокращают расходы на поездки — в командировки, на конференции и прочие. Туроператоры наблюдают сейчас падение спроса на 15–25% в зависимости от направления: особенно пострадали экзотические маршруты.

  Трудно сказать, как российский авиатранспортный рынок будет вести себя дальше. Многие специалисты и эксперты склонны считать, что определенное понимание нынешней динамики развития авиаперевозок наступит не раньше середины марта — в преддверии высокого сезона. Хотя уже сейчас Минтранс РФ ожидает в текущем году сокращение объемов перевозок на 10%. Руководители отечественных авиакомпаний настроены более скептично и считают, что спад составит в лучшем случае 20%, в худшем — 30% и более.

  Авиакомпании и аэропорты

  Наиболее пессимистического варианта развития событий придерживается, в частности, глава ведущей авиакомпании страны «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, по мнению которого отечественный рынок в нынешнем году потеряет до 30% пассажиров. В то же время сам г-н Мартиросов ни на какие потери не согласен, а, наоборот, надеется получить прибыль, пусть и небольшую. Для этого, по его словам, «ЮТэйр» потребуется на 17% сократить частоту полетов по всей маршрутной сети и провести оптимизацию лётного парка.

  А вот «Трансаэро», как заявляет генеральный директор компании Ольга Плешакова, не намерена ни сокращать численность регулярных маршрутов, ни частоты на них. Более того, планирует запустить еще и новые внутрироссийские рейсы (подтверждение тому — 2 февраля «Трансаэро» начала регулярные полеты из Москвы в Уфу), а значит, число пассажиров в любом случае вырастет, по оценкам специалистов компании, на 5–7%. Отмены коснутся лишь ряда чартерных направлений, да и то, по словам г-жи Плешаковой, инициатива здесь исходит от туроператоров. В конце 2008 года были отменены регулярные полеты «Трансаэро» в Сидней и на Маврикий, просуществовавшие около года, поскольку в кризисных условиях оказались не востребованы в планируемом объеме.

  В менее радостном свете видят свое ближайшее будущее представители «Аэрофлота». Генеральный директор авиакомпании Валерий Окулов и другие высокопоставленные аэрофлотовцы говорят, что сохранение объемов перевозок в 2009-м на уровне прошлого года уже будет большой удачей. А топ-менеджмент ГТК «Россия», напротив, ожидает значительного увеличения перевозки — до 15%. Руководитель компании Сергей Михальченко объясняет это наметившимся снижением цен на авиакеросин, а следовательно, и на авиабилеты.

  С ним согласны и некоторые аналитики рынка: падение цен на топливо, начавшееся в конце прошлого лета, по их мнению, пусть и с полугодовым запозданием, но все же должно в начале весны повлиять на снижение тарифов на воздушные перевозки. Многие авиаперевозчики, из-за общего сокращения спроса и одновременно падения цен на топливо, уже с февраля начали заметно понижать стоимость перелетов. «Трансаэро» сразу после новогодних каникул снизила авиатарифы по многим чартерным направлениям (Таиланд, Гоа, Индонезия, Мальдивы, Египет) — на 30–50%. Сократили и даже отменили топливные надбавки по всем или большинству направлений компании «Аэрофлот», «ЮТэйр», «Сибирь», «Атлант-Союз» и другие.

  Впрочем, некоторые эксперты не уверены, что стоит ждать ощутимого удешевления авиабилетов, а небольшое снижение цен вряд ли сможет серьезно повлиять на рынок. Не стоит также забывать, что ведущие российские авиакомпании, пережившие непростые лето и зиму, лишь частично отказались от своих прежних планов, в том числе и таких затратных, как обновление самолетного парка, а значит, не заинтересованы в резком снижении действующих расценок. К тому же, считают эксперты, не исключено что топливо может вновь подняться в цене.

  Другие участники отечественного рынка авиаперевозок — аэропорты, тоже прогнозируют свою будущую работу, хотя и делают это более осторожно. Так, «Домодедово» — крупнейший воздушный порт страны, в нынешнем году может сократить пассажиропоток на 10%, сообщил его директор Сергей Рудаков. Руководство аэропорта «Внуково», как сказал председатель совета директоров предприятия Петр Аксенов, ожидает снижения пассажиропотока в 2009 году в пределах 5%. Как рассказал директор ОАО «Аэропорт «Кольцово» Кирилл Шубин, екатеринбургский аэропорт прогнозирует годовое снижение числа пассажиров на 10%, а на внутренних линиях — до 20%. Аэропорт «Шереметьево» — второй по объему пассажиропотока в стране, напротив, не собирается отказываться от начала ранее запланированного строительства третьей взлетно-посадочной полосы. Об этом заявил заместитель генерального директора аэропорта Дмитрий Калинин. Предварительная стоимость проекта составляет $500 млн.

  Наконец, в текущем году Росавиация, как заявил заместитель главы ведомства Владимир Черток, потратит на финансирование аэропортовых объектов почти на 9 млрд руб. больше, чем годом ранее. Из бюджета государство выделит авиаотрасли 29 млрд руб. На них планируется завершить работы по реконструкции взлетно-посадочных полос в аэропортах «Астрахань», «Внуково», «Толмачево», «Кольцово», «Иркутск», «Минеральные воды», «Сыктывкар» и «Владикавказ», а также установить системы светосигнального оборудования в 9 воздушных портах страны.

  Консолидация против кризиса

  Финансовый кризис, не исключено, негативно отразится и на составе самой авиатранспортной индустрии России. По оценкам ряда аналитиков, кризисные явления в отрасли приняли системный характер, в связи с чем вполне возможно, что число авиаперевозчиков в стране значительно сократится. По наиболее негативным оценкам, лишь за год российских воздушных компаний может стать на треть меньше. При этом по заявлению, к примеру, президента фонда «Партнер гражданской авиации» Олега Смирнова, многие авиакомпании обанкротятся, но претендентов на освобождаемые ими места на рынке в ближайшее время не появится.

  По мнению большинства специалистов, российских и зарубежных, самым эффективным инструментом борьбы с банкротством, а также со снижением спроса и увеличением экономической эффективности авиаперевозок может стать продолжение консолидации отрасли. Такова же, кстати, позиция чиновников Минтранса и Росавиации. Впрочем, слияние российских авиаперевозчиков активно шло несколько последних лет. Кризис лишь ускорит этот объединительный процесс.

  Зарубежный прогноз

  За рубежом тоже не ждут ничего позитивного от текущего года. Результаты последнего прогноза Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) коротко можно сформулировать так: 2009 год станет худшим для мировой отрасли авиаперевозок за последние 50 лет. В этом году воздушный транспорт понесет убытки в размере $2,5 млрд, а объем пассажироперевозок уменьшится на 3% — после роста на 2% по итогам 2008 года. Такие данные привел руководитель IATA Джованни Бизиньяни.

  Глава европейского авиастроительного холдинга Airbus Томас Эндерс также предупредил авиационную общественность мира о нелегком 2009-м. Из-за глобального экономического кризиса спрос на авиаперелеты резко снизился, и заказы на сам Airbus, по его словам, также резко упали, сократившись на 42%.

  После практически нулевого прироста (0,1%) 2008 года, экономический спад приведет к сокращению авиаперевозок в Европе в нынешнем году на 3%. Такой прогноз сделал европейский регулятор воздушного сообщения Eurocontrol. Авиакомпании, особенно в странах Западной и Центральной Европы, сократят свои объемы перевозок, поскольку стремятся снизить расходы, добавляет The Wall Street Journal. Три четверти европейских авиаперевозчиков уже объявили о сокращении количества рейсов. Последние шесть лет, до прошлого года, авиаперевозки росли в среднем на 3% в год. В конце 2008 года поток авиапассажиров в Европе уменьшился на 7%, что стало самым резким падением за последние десятилетия.

Иван Коблов