>  Гражданская авиация считает потери

01.05.2009Гражданская авиация считает потери

  В середине апреля в Москве побывал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни. Он встретился с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. Гендиректор IATA провел пресс-конференцию, на которой рассказал о деятельности ассоциации и задачах, стоящей перед ней и всем мировым авиатранспортным сообществом в нынешнее непростое время

IATA предсказывает будущее

  В конце марта IATA представила широкой общественности ключевые показатели, касающиеся деятельности авиатранспортной отрасли. Согласно данным, озвученным Джованни Бизиньяни, убытки мировой индустрии воздушных перевозок в 2008 году достигли $8,5 млрд. В то же время еще в декабре прошлого года ассоциация прогнозировала, что этот показатель составит «всего» $5 млрд. Поводом для оптимизма тогда послужило начавшееся снижение цен на топливо. Однако прогрессирующий кризис и ухудшение ситуации в мировой экономике оказались явно недооцененными. Только за три последние месяца прошлого года ведущие авиакомпании мира недосчитались около $4 млрд, что практически сопоставимо со всем планируемым прежде уровнем финансовых потерь.

  Глава IATA привел и уточненный прогноз на текущий год, согласно которому суммарные убытки воздушных перевозчиков мира составят $4,7 млрд. Причем в декабре этот показатель ожидался в объеме $2,5 млрд.

  Наибольшие потери, по оценке экспертов, в 2009 году будут нести авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона — $1,7 млрд. Потери европейских авиакомпаний достигнут миллиарда долларов, а ближневосточных — $900 млн. При этом убытки авиаперевозчиков Европы вырастут в 10 раз, а на Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Азии — вдвое. И только компании Северной Америки получат доход в размере около $100 млн. Всего же в нынешнем году, как предполагают в IATA, объемы перевозок упадут на 13% по сравнению с прошлым годом, а пассажиропоток снизится на 5,7%.

  Тревожным сигналом, по мнению г-на Бизиньяни, можно считать и тот факт, что объем задолженностей в мировой гражданской авиации достиг $170 млрд. В результате многим прежде прибыльным авиакомпаниям, таким как British Airways, Air France-KLM, Qantas Airways и другим, приходится сокращать количество маршрутов и увольнять сотрудников. И поскольку сегодня многие ведущие авиаперевозчики пребывают в непростом финансовом положении, то вряд ли и следующий год, по мнению экспертов IATA, станет для них легче текущего. В то же время значительное число небольших компаний чувствуют себя гораздо увереннее, и потому, по мнению аналитиков, не стоит ожидать прогнозируемой многими специалистами активизации процесса консолидации в авиационной отрасли.

  Снижение мировых цен на топливо конечно же замедляет темпы начавшегося спада: для сравнения, если в прошлом году авиакомпании заплатили за керосин $168 млрд, то в этом им придется выложить, скорее всего, не более $116 млрд. Горючее на сегодня подешевело на 30-40% по сравнению с максимальными ценами лета прошлого года. В то же время это снижение оказалось далеко не таким значительным, как на сырую нефть, расценки на которую упали почти в два с половиной раза. К тому же топливо хотя и весьма важная, но далеко не единственная расходная статья авиакомпаний. А ценовая динамика многих других затратных составляющих авиабизнеса продолжает ухудшаться. В частности, значительно повысились сборы за аэропортовое и аэронавигационное обслуживание.

  Хотя авиакомпании в нынешнем году сократили свои провозные емкости, выведя из эксплуатации около 4% имевшихся у них самолетов, все равно спрос на их услуги продолжает падать. Некоторые независимые аналитики и участники рынка авиаперевозок считают, что потери мировой авиатранспортной отрасли к 2010 году, если отталкиваться от последнего прогноза IATA, вполне могут оказаться вдвое выше представленных ассоциацией.

В России тоже тревожно

  Напомним, российские авиакомпании в прошлом году обслужили 49,8 млн пассажиров, при этом годовой объем перевозок, по сравнению с 2007 годом, вырос на 10,4%. Высокие темпы роста были отмечены в первом полугодии, но уже осенью замедлились, а к концу года началось их снижение. По итогам 2009 года Минтранс РФ прогнозирует сокращение пассажирских перевозок на 10-15%, Росавиация ожидает снижения на 10-12%, при этом, по мнению авиационных властей, с рынка может уйти каждая пятая авиакомпания. С начала года объемы авиаперевозок в России неизменно падают, сообщил на коллегии Федерального агентства по воздушному транспорту (Росавиация) его руководитель Геннадий Курзенков. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), за первый квартал текущего года объемы пассажирских авиаперевозок снизились на 21,7%.

  У ряда отечественных авиакомпаний возникла необходимость в срочном перекредитовании, а банковские проценты, в свою очередь, выросли почти вдвое. Кризисная ситуация в мировой экономике, таким образом, оставила многие авиакомпании практически полностью без кредитных ресурсов. С другой стороны, значительное число российских компаний в последние годы начали активно обновлять свой летный парк, а значит, вопрос получения заемных денег для них весьма актуален. Нынешний же рост курса валют привел к увеличению лизинговых платежей за самолеты иностранного производства и их техническое обслуживание. И хотя образовавшийся избыток лайнеров на рынке привел к снижению ставок в долларах, в рублях их величина все равно выросла.

  Как выяснилось, среди российских перевозчиков оказалось совсем мало таких, которые в прежние спокойные годы проводили осторожную, взвешенную кредитную политику. Так, в настоящее время более половины всего объема перевозок пассажиров в стране приходится на пять авиакомпаний: «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро», ГТК «Россия», «ЮТэйр». И среди них, как сообщил глава Росавиации Геннадий Курзенков, больших задолженностей не имеет только «ЮТэйр».

  Что же касается чартерных и туристических рейсов российских компаний, то, как отмечает генеральный директор аэропорта «Шереметьево» Михаил Василенко, тревожной тенденцией здесь стало то обстоятельство, что основная масса этого сектора авиаперевозки реализуется не раньше, чем за неделю до вылета. А ведь еще год назад операторы распродавали большую часть туров и, соответственно, чартеров за месяц-два до вылета рейса. В авиакомпаниях отмечают, что туристы стали летать на отдых на более близкие расстояния и туда, где подешевле. Другая тенденция — переход пассажиров из бизнес-класса в экономический и снижение посещаемости VIP-залов аэропортов. Это, по мнению специалистов, во многом связано с тем, что предприятия и бизнесмены стараясь снизить расходы на командировки, стали, в ущерб дополнительному комфорту на маршруте, всё чаще отдавать предпочтения более дешевым авиабилетам.

  С другой стороны, понятно, что падение объемов воздушных перевозок в начале нынешнего года имеет также и сезонный характер. Однако остается под вопросом, позволит ли наметившийся весенний подъем компенсировать утерянные объемы. По мнению экспертов, определенный рост спроса на авиатранспорт можно ожидать не раньше, чем в середине лета. Впрочем, не исключено, что этого так и не произойдет, и речь можно будет вести лишь о снижении темпов падения.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт