>  Гражданская авиация — итоги года

01.04.2008Гражданская авиация — итоги года

  Российская гражданская авиация отметила в этом году знаменательную дату — 85 лет назад, 9 февраля 1923 года, Совет труда и обороны молодой советской республики принял постановление о создании гражданского воздушного флота. И, пожалуй, впервые в постсоветское время этот профессиональный праздник отмечался достаточно громко и широко. Впрочем, причина для этого была веская: авиаторы подошли к этой дате, как говорили прежде, с завидными производственными показателями




Как леталось в прошедшем году

  По итогам 2007 года, согласно данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), услугами воздушного транспорта России воспользовались в общей сложности 45 млн 98 тыс. человек. Объем пассажирских перевозок увеличился на 18% — максимум за прошедшие 15 лет. (Наименьшее число авиапассажиров было отмечено в 1999 г. — 21,46 млн.) В течение последних восьми лет объемы авиаперевозок росли: за это время зафиксировано их более чем двукратное увеличение. Показательно также, что более 100 тыс. прошлогодних клиентов авиакомпаний были оформлены по технологии электронного билета.

  Наиболее возросли международные перевозки — за год примерно на 22%. Число внутренних авиарейсов тоже увеличилось, хотя и несколько меньше — на 16,5%. Однако, попрежнему сокращается число местных воздушных линий. Но в любом случае россияне стали чаще пользоваться авиатранспортом, отправляясь и в деловую поездку, и на отдых. Основной прирост пассажиропотока авиакомпаний дали именно туристические направления.

  Число воздушных компаний в стране продолжает снижаться. В настоящее время примерно 95% объемов всех авиаперевозок выполняют 35 перевозчиков. Как заявил руководитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин, в нынешнем году продолжится процесс укрупнения компаний. В прошлом году был создан альянс AiRUnion, а в этом, по словам Бачурина, укрупнится ГТК «Россия», к которой присоединятся «Кавминводыавиа», «Владивосток Авиа» и, возможно, «Оренбургские авиалинии». В то же время, отметил глава Росавиации, форсирование идущего процесса консолидации не предвидится, поскольку всех вполне устраивают нынешние темпы.

  В 2007 году, по сообщению министра транспорта Игоря Левитина, отмечен рост инвестиций в авиатранспортную отрасль на уровне 40%, что в общей сложности составило около 770 млрд руб. Что касается других показателей, то российский рынок авиаперевозок занимает 2-е место в мире по темпам роста и находится на 14-м месте по количеству перевозок. Его участники и эксперты ожидают дальнейшего роста производственных объемов, поскольку, по их мнению, потенциал российской авиаиндустрии весьма большой, даже несмотря на не вполне благоприятные международные тенденции.




Компании наращивают обороты

  Тройка лидеров среди российских перевозчиков за год не изменилась, по числу перевезенных пассажиров, согласно данным ТКП, это по-прежнему «Аэрофлот», «Сибирь», ГТК «Россия». За ними теперь следуют «Трансаэро» и «ЮТэйр». Быстрее других — более чем на 50% — наращивали перевозки «Трансаэро» и «Татарстан». Спад пассажиропотока отмечен у двух авиакомпаний из первой двадцатки — «КрасЭйр» и «Кавминводыавиа».

  Компанией №1 в стране остается «Аэрофлот». По сравнению с показателем за 2006 год, национальный перевозчик увеличил пассажиропоток на 12% — до 8,17 млн человек. Группа «Аэрофлот», куда входит головная компания, «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд», перевезла 10,2 млн пассажиров, что на 14,6% выше показателя предыдущего года. При этом чистая прибыль увеличилась на 91,7%, до $357,3 млн, превысив показатели 2006-го почти на 20%. Причем показатель рентабельности «Аэрофлота» по чистой прибыли выглядит очень неплохо на фоне зарубежных конкурентов, что во многом удивило отраслевых экспертов, поскольку их прогноз был куда скромнее. Заместитель гендиректора компании Михаил Полубояринов объясняет рост финансовых показателей благоприятной конъюнктурой рынка, выгодным обменным курсом валют, а также успешной реализацией программы по сдерживанию роста расходов. В 2008 году «Аэрофлот» планирует перевезти более 9,4 млн пассажиров, что на 16% больше показателя прошлого года.

  Второе место вновь заняла авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines). Ее пассажиропоток вырос за 2007 год на 16%, составив почти 5,7 млн, но, по словам коммерческого директора компании Вадима Бесперстова, объем перевозок затормозится в конце года из-за начавшегося роста цен на топливо. Рост числа пассажиров компании, выступающей под торговой маркой S7 Airlines, на внутренних линиях составил 22% и на международных — 8%. Выручка увеличилась на 24%. «Сибирь», таким образом, осталась крупнейшей регулярной авиакомпанией на внутренних воздушных линиях. Одновременно поток пассажиров на ее чартерных рейсах также вырос на 11% — до 1,32 млн человек.

  За 2007 год собственным парком ГТК «Россия» перевезено 3,244 млн пассажиров — это на 7,8% больше показателей аналогичного периода 2006 года. В том числе на внутренних воздушных трассах перевезено 1,636 млн пассажиров — на 4,6% больше, чем за 2006 г. На международных маршрутах, включая СНГ, перевезено 1,607 млн пассажиров — годовой рост 11,1%.

  Четвертое место у ОАО «Авиакомпания «Трансаэро», пассажиропоток которого вырос на 51,7% — до 3,24 млн. В 2007 году она в полтора раза увеличила показатели своей основной деятельности. Одновременно «Трансаэро» заняла позицию второго крупнейшего авиаперевозчика России на международных направлениях, где ее услугами воспользовались 2,77 млн человек. Она также стала единственной российской авиакомпанией, выполняющей регулярные полеты на пять континентов. За год ею были открыты 11 новых регулярных маршрутов, в том числе из Санкт-Петербурга и Новосибирска, возросла частота многих действующих рейсов.

  На пятом месте по итогам прошедшего года оказалась авиакомпания «ЮТэйр» — более 2,92 млн пассажиров, увеличение их числа на 21%. В нынешнем году руководители «ЮТэйр» собираются перевезти уже около 4 млн пассажиров, открыв 19 новых регулярных маршрутов.

  Ряд других российских авиакомпаний также продемонстрировали значительный рост объемов работ по всем основным показателям. Так, авиакомпания «Татарстан» перевезла в 2007 г. 1,054 млн пассажиров, что на 58,3% больше, чем годом раньше. На внутренних направлениях её воздушные суда обслужили более 358 тыс. человек (рост на 20,6%), на международных — 695,9 тыс. (рост на 88,7%). За прошлогодний период «ВИМ-авиа» перевезла 2,08 млн пассажиров и увеличила данный показатель на 36,2%, летая не только по чартерным, но и по 6 регулярным маршрутам. Небольшая авиакомпания «Оренбургские авиалинии» перевезла 752 тыс. пассажиров, что позволило ей увеличить годовой оборот на 30%. Причем 60% ее перевозок приходится на Россию, а 40% — на зарубежные маршруты. В этом году «Оренавиа» планирует перевезти уже около миллиона человек. Наконец, стоит отметить первую российскую низкобюджетную компанию Sky Express, обслуживающую рынок внутренних перевозок. Меньше чем за год работы она вошла в двадцатку ведущих авиакомпаний страны.




Без проблем не обходится

  Главной проблемой остается старение воздушных судов. Сегодня авиационный парк российских компаний включает более 6000 воздушных судов, из них 5200 — коммерческие. Причем 70% парка — это самолеты типа Ту-154, Ту-134, Ан-24, Як-40. Средний же возраст магистральных лайнеров, по словам заместителя министра транспорта России Бориса Короля, составляет 18 лет, что весьма немало; возраст региональных самолетов еще больше. Авиаперевозки развиваются такими темпами, что авиапром страны не в состоянии удовлетворить нынешний спрос на лётную технику. Отсутствие воздушных судов становится явным сдерживающим фактором для развития пассажирского авиатранспорта.

  Примерно 75% всех авиаперевозок в нашей стране осуществляется через Москву. Хотя, отмечают специалисты, нагрузка на столичные аэропорты постепенно снижается. При этом западноевропейские авиакомпании продолжают переманивать транзитных пассажиров из российских регионов. Другой, гораздо более неприятный момент — подорожание авиатоплива в среднем на 30% за последние полгода, в связи с чем на 20–50% должны подорожать и авиабилеты — такой прогноз сделал руководитель Росавиации Евгений Бачурин. Рост цен, по его словам, будет связан и с новыми мерами по обеспечению авиационной безопасности, а также с обновлением авиапарка.

  Помимо роста затрат на авиатопливо, гражданская авиация в 2008 году в полной мере ощутит кадровый голод: флот авиакомпаний так или иначе пополняется современными самолетами, а пилотировать их становится некому. Кроме того, отмечают аналитики рынка авиаперевозок, в нынешнем году его участникам следует ждать усиления конкуренции со стороны зарубежных компаний и появления в стране большего числа низкобюджетных перевозчиков.

  Ряд экспертов не склонны считать нынешний год безоблачным для отечественной авиаотрасли и в связи с разразившимся мировым кредитным кризисом. По их мнению, он скажется на экономике авиакомпаний, взявших в лизинг иностранные воздушные суда, поскольку ожидается повышение их арендных ставок. С другой стороны, считают аналитики, эффект от ипотечного кризиса, начавшегося в США, дает отечественным авиакомпаниям своеобразный шанс выступить на мировом или, по крайней мере, европейском рынке с конкурентными предложениями.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт