>  ФАС начинает действовать

01.09.2008ФАС начинает действовать

  В середине июля Владимир Путин дал указание Федеральной антимонопольной службе (ФАС) разобраться с непомерным ростом цен на авиационное топливо. В противном случае глава правительства пообещал принять «соответствующие кадровые решения» в отношении самих высокопоставленных чиновников ФАС. После чего антимонопольное ведомство, как того и требовал Путин, сразу же активно включилось в работу. Следить за топливными ценами и предотвращать возможные картельные сговоры вызвалась также и Генпрокуратура РФ, создавшая специальную межведомственную группу

  Буквально сразу же были возбуждены дела в отношении нескольких крупнейших нефтяных компаний. Именно они, решили в ФАС, стали главными виновниками роста цен на авиатопливо.

  Одновременно ФАС начала расследование злоупотреблений в сфере ценообразования топливно-заправочных комплексов (ТЗК) российских аэропортов. Так, в отношении ТЗК «Домодедово» и «Шереметьево» возбуждено дело по признакам осуществления согласованных действий, которые привели или могли привести к установлению и поддержанию наценок на авиакеросин. Несколько ранее были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении топливо-заправочных компаний на Сахалине, в Новосибирске, Красноярске и Петропавловске-Камчатском.

Расследования и результаты

  По итогам проверок специалисты ФАС и Генпрокуратуры пришли к печальному, хотя во многом и вполне ожидаемому выводу: к росту цен привели противоречащие антимонопольному законодательству действия профильных компаний. Они, говоря юридическим языком, злоупотребляли своим доминирующим положением на товарном рынке, устанавливая и монопольно поддерживая высокие цены на авиационный керосин. В результате за последние восемь месяцев цены на авиатопливо в стране выросли на 70%.

  В свою очередь, глава «Газпромнефти» Александр Дюков заявил, что в росте цен на авиационные ГСМ нефтяные компании не виноваты, поскольку основным фактором подорожания стало общемировое повышение цен на нефть. Однако руководство ФАС такие доводы не убедили. Как заявил заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин: «Цена на авиакеросин на внутреннем рынке не может превышать цену поставки нефтепродуктов на экспорт, за вычетом стоимости транспортировки и пошлины. Сейчас же ситуация такова, что доход от потребителей внутри страны у нефтекомпаний на 1,5–3 тыс. руб. выше, чем от зарубежных потребителей.

  И теперь в случае, если подтвердится факт установления монопольно высокой цены, то компаниям в судебном порядке будет предписано снизить расценки на отпускаемое топливо. В случае если продавцы откажутся от снижения тарифов на нефтепродукты, этот шаг будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство. В таком случае размер налагаемого штрафа может составить максимальные 15% от годовой выручки компании за предыдущий год. Сообщив об этом, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев призвал нарушителей к сознательности и предложил им добровольно снизить цены. Что, наоборот, станет смягчающим обстоятельством: при вынесении наказания компания может рассчитывать на штрафные санкции в размере не более 1% от годового оборота.

  При этом представители нефтяных и охранных ведомств нашли взаимоприемлемые точки соприкосновения. Стороны согласились с тем обстоятельством, что решить топливную проблему можно путем заключения прямых долгосрочных контрактов между нефтяниками и авиакомпаниями, минуя многочисленных посредников. Хотя на этот счет есть и другие мнения. Как считает глава подкомитета по моторному топливу Торгово-промышленной палаты РФ Евгений Островский, прямые контракты в случае монопольного положения поставщиков как раз и стали одной из основных причин роста цен, поскольку поставщик всегда устанавливает явно завышенную цену. По его мнению, серьезной альтернативой здесь может стать биржевая торговля авиакеросином. И действительно, авиационное сообщество возлагает большие надежды на специализированную Санкт-Петербургскую биржу, где собираются организовать конкурентную продажу топлива, которое должны реализовывать 5–6 участников рынка.

  Но в любом случае ФАС еще предстоит выяснить и дать официальный ответ на вопрос, кто же виноват в высоких ценах — производитель, оптовик или ТЗК. Вину нарушителей потребуется доказать в суде, после чего они получат предписание в течение пяти лет держать тарифы на определенном уровне и уведомлять федеральные службы при их повышении более чем на 5% в квартал.

  Для снижения стоимости топлива в настоящее время ФАС предложил привязать российские цены к мировым. Как пояснил Игорь Артемьев, цену можно считать следующим образом: средние мировые тарифы, минус экспортные пошлины, минус логистика для каждого региона. Таким образом, как подсчитали эксперты, если применить предложенную ФАС формулу к европейской цене на топливо, которая на конец июля составляла $1343 за тонну (31100 руб.), то российский керосин должен стоить $1129 (26154 рублей) за тонну, включая НДС.

Авиатопливо подешевело

  Впервые за последние годы. В начале августа отпускные цены российских нефтеперерабатывающих заводов на авиационный керосин снизились на 1,75%. Снижение тарифов на топливо и ГСМ вначале произошло лишь в московском авиаузле. Однако если учесть, что на его аэропорты приходится почти 70% всего пассажиропотока страны, то успех вполне очевиден. Пессимисты говорят, что снижение цен на 2% и снижением-то назвать сложно, оптимисты отвечают, что не столь важно на первых порах, на сколько подешевело, — главное, что не подорожало. Теперь авиакомпании ожидают повсеместного понижения топливных тарифов в регионах страны. Первым начала снижение цен в сети своих ТЗК в Перми группа компаний «Аэрофьюэлз». Авиатопливо подешевело более чем на тысячу рублей.

  Главная причина изменения ситуации, и тут эксперты едины, — июльская инициатива Владимира Путина.

Иван Коблов

Еще статьи из категории Авиатранспорт