>  Двухэтажный самолет длиной с футбольное поле

07.03.2005Двухэтажный самолет длиной с футбольное поле

Двухэтажный самолет длиной с футбольное поле

Двухэтажный самолет длиной с футбольное поле

Европейский концерн Airbus в январе впервые официально представил самолет нового поколения — A380-800. Первое в мире магистральное пассажирское судно с двумя полноразмерными палубами по всей длине фюзеляжа было продемонстрировано широкой общественности в ходе церемонии, прошедшей в сборочном цехе завода Airbus в Тулузе. Этот авиамегалайнер станет самым большим самолетом в истории мировой гражданской авиации.

Проект XXI века
Масштабы и вместимость А380 поистине поражают. «Двухэтажный» самолет длиной почти с футбольное поле (72,7 м) готов принять на борт 555 пассажиров — что на 139 человек больше, чем в наиболее вместительном за последние двадцать лет Boeing 747. Причем реально «380-й» смог бы перевести за раз 840 человек, однако разработчики сочли нужным задействовать значительную часть его салонов под «специальные помещения», где путешественники смогут, например, посидеть в баре, сыграть в азартные игры и даже заняться физическими упражнениями. Ничего подобного еще не было ни в одном пассажирском самолете. Недаром новое детище Airbus называют не иначе как «проектом века».

Лайнеры A380-800 получат компоновку из трех классов: первый, бизнес- (Raffles) и эконом. Пока еще неизвестно точное количество мест в каждом из них. Классы первый и бизнес будут весьма заметно отличаться от наиболее комфортабельных пассажирских салонов, получивших название «воздушных свитов» и «космических кроватей», которые сейчас используются в самолетах.

Что еще немаловажно, новый самолет обойдет все существующие ныне воздушные суда по показателю экономичности двигателей. (На A380 установят 4 двигателя Rolls-Royce Trent 900.) Запланированные эксплуатационные расходы топлива у него будут в среднем на 15% ниже, чем у того же В747-400, который на данный момент считается наиболее эффективным лайнером. Как утверждают конструкторы с выходом на воздушные линии А380 авиакомпании получат самую низкую себестоимость перелета. Снижение же стоимости каждого места в салоне, в свою очередь, создаст для них конкурентное превосходство. А это означает появление более привлекательных тарифов, что конечно же порадует путешественников.

Кроме того, как отмечают эксперты, большая вместимость мегалайнера позволит решить серьезную проблему предельной пассажирской загрузки в крупнейших аэропортах мира. А то, что А380 способен летать на сверхдальние расстояния — до 15 тыс. км (8 тыс. морских миль), даст возможность ставить его на межконтинентальные трассы. Ввод в эксплуатацию первого серийного A380-800 намечен на начало 2006 года.

Те, кто поддержит A380
На сегодняшний день концерн Airbus заключил контракты с 13 авиакомпаниями, которым планируется поставить 139 машин A380. Ничего подобного прежде не было ни с одним еще не ставшим «на крыло» самолетом, поэтому эксперты дружно предрекают А380 огромный коммерческий успех. Первой авиакомпанией — обладательницей двухпалубника станет в начале 2006 года Singapore Airlines (SIA). Среди основных заказчиков Airbus A380-800 числятся Lufthansa (15 машин), Qantas Airways (12), Air France и Singapore Airlines (по 10 лайнеров), Thai Airways International и Virgin Atlantic Airways (по 6).

А самым крупным заказчиком A380 стала Emirates. Заказ на 45 новейших лайнеров стоимостью $15 млрд составляет треть от общего количества заявок, полученных концерном. Поставка первых Airbus запланирована на следующий год. Тогда же завершится и сооружение нового аэровокзального комплекса в аэропорту «Дубая», 23 выхода которого будут специально построены для A380. Этот терминал, кстати, станет крупнейшим в мире по числу обслуживаемых суперлайнеров.
Virgin Atlantic заказала для себя шесть А380, и еще столько же крылатых машин должно быть приобретено ею позднее. Как заявил совладелец компании Ричард Брэнсон, планируется оборудовать их тренажерными залами, отдельными кабинетами, двуспальными кроватями и даже… казино. Virgin Atlantic намерена выпустить А380 на свои маршруты через три года.

Boeing отказывается от конкуренции
Как отмечают аналитики, в ближайшие годы конкурентов у A380 не будет. Компания Boeing, по сути, отказалась от идеи создания мегалайнера, сделав ставку на экономичные самолеты средней вместимости. Кроме того, «380-й» наверняка нанесет серьезный удар по легендарному B747. Горбатый силуэт этого авиалайнера, который не спутаешь ни с каким другим пассажирским самолетом, почти четыре десятилетия считался своего рода визитной карточкой американского авиастроительного гиганта. Все эти годы он практически безраздельно господствовал на рынке дальнемагистральных самолетов большой вместимости. B747-400 — последняя модификация — вмещает 416 пассажиров и беспосадочно летает на расстояние до 14 200 км.

Шансы на успех своего европейского конкурента американский концерн, как обычно в таких случаях, оценивает скептически. По словам его топ-менеджмента, в мире не так много аэропортов, подходящих для лайнеров типа А380. Для приема этого небесного гиганта, по их неоднократным заявлениям, даже ведущим воздушным гаваням предстоит расширить взлетно-посадочные полосы и рулежные дорожки. Потребуется также увеличить площадь самих терминалов, чтобы они смогли принять возросшее число пассажиров.

Тем не менее, как сообщил в январе журнал Time, аэропорты Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Вашингтона готовы приступить к модернизации для приема самолета А380. В вашингтонском аэропорту им. Даллеса на такие работы в этом году собираются затратить $6,5 млн. И что еще примечательно, пока что ни один из американских авиаперевозчиков не разместил заказ на А380.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт