Sharjah
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Два "Ш" против одного "Ч"
Авиатранспорт

05.04.2002 Два "Ш" против одного "Ч"

С начала года эта тема настолько часто муссируется в средствах массовой информации, что, не потеряв своей актуальности, успела порядком всем надоесть. Поэтому будем кратки: согласно решению Транспортной комиссии Европарламента с 1 апреля нынешнего года в страны ЕС запрещены полеты воздушных судов, чьи двигатели превышают определенные нормы по шумам. Для российского турбизнеса это означает, что он рискует остаться без чартерных авиаперевозок, прежде всего на популярные курорты Испании и Италии, выполняемых на самолетах Ил-86, Ил-62, Ту-134 и Ту-154Б.

    Руководство Государственной службы гражданской авиации (ГСГА-Росавиация) Минтранса РФ в спешном порядке кинулось искать пути выхода из создавшегося положения и компромиссы. В переговорах с представителями Европарламента, прошедших в конце марта в Брюсселе, принял участие вице-премьер правительства РФ Виктор Христенко. Однако добиться каких-либо ощутимых результатов так и не удалось: вплоть до начала апреля ситуация продолжала оставаться абсолютно неясной. А потому в открытом состоянии пребывал и вопрос: чартеры каких компаний, куда и в каком объеме полетят этим летом?

    От ЕС на первых порах удалось получить разрешение для "шумных" самолетов садиться в аэропортах, расположенных вне городской черты или за пределами крупных жилых массивов. Однако поименного списка этих аэропортов так и не было представлено. И еще, европейцы разрешили властям каждой страны, входящей в ЕС, в двустороннем порядке урегулировать с россиянами экологические противоречия. Этим не преминула воспользоваться Греция, давшая добро на посадку у себя любых типов российских воздушных судов.

    Масла в огонь грядущего чартерного лета подлил и аэропорт "Шереметьево". Новая руководящая команда главного воздушного порта страны, ведомая гендиректором Сергеем Беляевым и коммерческим директором Юрием Бирюковым, отчего-то сильно невзлюбила нерегулярные авиаперевозки, т. е. чартеры. Накануне MITT 2002 всем заинтересованным авиакомпаниям был разослан циркуляр по количеству и времени вылета чартерных рейсов. Из него перевозчики узнали совсем нерадостные для себя новости. А именно, в неделю под чартеры "Шереметьево" отводит: 112 частот в терминале-1 и 118 частот в терминале-2. Причем в "Шереметьево-2" на время от 23.20 ставятся 54 рейса и еще 32 рейса - на промежуток с 4.00 до 7.30.

    Под чартерные полеты администрация воздушного порта дала весьма ограниченное число слотов, да еще более 70% из них установила в самое неудобное время суток. Но и это не все. На оставшиеся слоты, как заявил на прошедшей в преддверии MITT пресс-конференции Юрий Бирюков, будет начисляться комиссия, призванная компенсировать затраты по обслуживанию нерегулярных рейсов, взлетающих или садящихся в то время, когда аэропортовый персонал занят регулярным движением. Размер комиссии г-н Бирюков назвал "коммерческой тайной", а потому публично оглашать отказался. Однако согласно распространившимся слухам она должна составить

от $10 до $30 с каждого чартерного кресла, в зависимости от направления и времени. Шереметьевское начальство рассчитывает закрепить введение комиссионных сборов, скорее всего, к майским праздникам.

    Вряд ли стоит упоминать, что реакция авиаперевозчиков на эти нововведения была самая отрицательная. Многие из них начали всерьез рассматривать возможность смены аэропорта, хотя сдаваться без боя никто пока не намерен.

    Так почему чартерные компании продолжают все же держаться за откровенно выпихивающее их "Шереметьево", а не уходят сразу? Благо идти есть куда, в "Домодедово", например.

    Причин тут несколько. Как нам пояснили в "Континентальных авиалиниях", коллектив привык к аэропорту (семь лет на одном месте дают о себе знать), к тому же многие сотрудники компании проживают в близлежащей Лобне, да и авиационно-технический центр здесь лучший в стране. Немаловажны для перевозчиков и налаженные связи с местными аэропортовыми и налоговыми службами. Словом, уходить с насиженного места крепкому хозяину всегда нелегко. Тем не менее, по мнению многих руководителей авиакомпаний, последний шереметьевский демарш может стать именно той каплей, которая перевесит все положительное, что здесь еще осталось.

    "Ну, как можно о чем-то вообще разговаривать с людьми, - посетовал глава одной авиакомпании, - которые на все предложения твердят, что их доходы от всех чартеров составляют только 7%, а потому без них только спокойней?"

    На январской пресс-конференции генеральный директор аэропорта "Домодедово" Сергей Рудаков сообщил о планах гавани принять в 2002 году почти в два раза больше пассажиров, чем в прошлом. (Это притом что за 2001-й число клиентов аэропорта уже возросло на 40%, или на 1,1 млн чел.) И если месяца два назад подобное заявление казалось довольно самонадеянным, то теперь создается впечатление, что г-н Рудаков еще поскромничал. Ведь его шереметьевские коллеги делают все возможное для воплощения в жизнь самых смелых домодедовских планов.

    Возможно, шереметьевцы при этом по-своему и правы, ведь пока еще главный аэропорт России действительно задыхается от переизбытка рейсов. И для разрешения этой наболевшей проблемы давно стоит вопрос о строительстве третьего терминала. И вот теперь администрация "Шереметьево", похоже, предложила другой, менее затратный путь оптимизации аэрпортовой деятельности за счет выживания назойливых чартерщиков. И если все удастся, а для того имеются вполне определенные основания, то в аэровокзалах и в самом деле станет гораздо свободней.

    Вот только когда "Шереметьево-3" наконец построят, воздушной гавани вновь потребуется как можно больше перевозчиков. А набирать новых клиентов, как известно, несравнимо сложнее, чем потерять старых.

    Впрочем, произойдет это не сегодня и не завтра, так что искать выход из очередного нелегкого положения (как и в случае с авиашумами) придется уже другой команде руководителей.



Игорь Горностаев