>  «Черные списки» становятся реальностью

01.09.2012«Черные списки» становятся реальностью

  Министерство транспорта России подготовило проект постановления правительства о внесении в законодательство поправок, дающих авиакомпаниям право отказать в услуге воздушной перевозки любому клиенту, прежде нарушившему действующие правила безопасности на борту

  Тем самым ведомство поддержало поступивший ранее законопроект от ряда депутатов Государственной Думы. Их предложение разрешало авиаперевозчикам формировать специальный перечень пассажиров, совершивших во время перелета действия, угрожающие безопасности воздушного судна и находящихся на нем людей. О создании подобного рода пассажирских списков говорят не первый год, и журналисты уже давно именуют их не иначе как «черными».

  В то же время в текст законопроекта, авторами которого выступили представители Госдумы, специалисты Минтранса внесли ряд существенных изменений. Так, они рекомендовали четко обозначить состав действий, которые могут привести совершившего их человека к попаданию в «черный список». Также упорядочены последовательность оформления нарушений, процесс уведомления о внесении в список и процедура, согласно которой нарушитель получит право обжаловать действия авиакомпании.

  Как считают в транспортном ведомстве, необходимо дифференцировать тяжесть совершенных поступков и не включать в «черные списки» всех без исключения нарушителей. К тому же нужно обозначить срок, в течение которого авиакомпания не будет продавать билеты проштрафившимся пассажирам. Депутаты считают, что он не должен превышать пяти лет, причем время бойкота для дебоширов должно варьироваться в зависимости от тяжести содеянного и степени угрозы безопасности.

  Главной проблемой по-прежнему остается пьянство. Как правило, именно в пьяном виде пассажиры устраивают драки, курят и совершают иные действия, запрещенные в полете. С другой стороны, авиакомпании предлагают относить к серьезным нарушениям и другие, более «безобидные» действия: к примеру, отказ пристегнуть ремни или отключить мобильный телефон.

  В то же время имеются и определенные юридические сложности на пути официального введения «черных списков», и основная заключается в том, что они противоречат Гражданскому кодексу РФ. Согласно его положению, не допускается выборочный отказ от заключения договора на предлагаемую услугу коммерческой организацией, если она имеет возможность ее предоставить. В связи с этим в законодательстве потребуется отдельно оговаривать исключения непосредственно для авиакомпаний.

  Создание «черных списков» в настоящее время может противоречить и закону о персональных данных. Чтобы этого не допустить, рекомендовано отдельно обозначить цель составления подобных списков — безопасность полетов, заявив одновременно об отказе их распространения и публикации. А пассажиры непосредственно при покупке авиабилетов будут одновременно заключать договор с перевозчиком на обработку их персональных данных.

  Есть и еще один тонкий момент практики составления списков неугодных авиакомпаниям лиц. Заключается он в том, что очень трудно добиться того, чтобы вместе с дебоширами в них не попали порядочные люди. Ведь вряд ли тут можно гарантировать, что не произойдет ошибки или сбоя, например с однофамильцами. Нельзя исключать и возможных злоупотреблений.

  Рост числа серьезных нарушений на борту воздушных судов стал в последние годы общемировой тенденцией. Многие страны применяют к нарушителям меры, рекомендованные Международной организацией гражданской авиации (IATA), по защите от актов незаконного вмешательства. Стараются не отставать от зарубежных коллег и российские авиационные власти. Так, три года назад ведомство прорабатывало возможность штрафовать любителей выпить в самолете. Однако от введения жестких мер в тот раз отказались, но необходимость борьбы с бортовым пьянством в дальнейшем не исчезла. И весной нынешнего года руководство Минтранса вышло с инициативой существенно увеличить штрафы — с 2–5 до 50 тысяч рублей.

  Идея составления отдельных «черных списков» авианарушителей уже давно витала в воздухе. Подобная практика встречается и за рубежом, хотя обычно не в рамках государственных органов, а внутри авиакомпаний. Несколько месяцев назад руководители ведущих авиакомпаний — «Трансаэро» и «Аэрофлот» — выступили с инициативой разрешить подобное и в нашей стране. Их полностью поддержала Росавиация. Кстати, свои списки нарушителей и дебоширов эти, а также некоторые другие российские компании ведут уже не первый год. И теперь, похоже, они смогут это делать в соответствии с действующим законодательством. Точных сроков принятия намечаемых поправок нет, но известно, что Госдума намерена рассмотреть их уже этой осенью.

Игорь Горностаев

Еще статьи из категории Авиатранспорт