TTG Luxury Russia
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Чартеры лета и осени
Авиатранспорт

01.09.2008 Чартеры лета и осени

  Подходят к завершению чартерные полеты очередного высокого сезона. В этом году они прошли под знаком небывалого роста цен на авиационное топливо. Расценки доходили почти до $1500 за тонну. Например, Ил-86 на маршруте Москва — Анталия «съедает» более 30 тонн горючего. Для сравнения — два года назад тарифы на авиакеросин составляли $400–450.

  Так что, даже в авиакомпаниях, имеющих на вооружении лайнеры зарубежного производства с низким расходом топлива, затратная часть резко подскочила на невиданную прежде высоту. Что тогда говорить об основной массе перевозчиков, летающих на возрастных отечественных самолетах, которым теперь на горючее и ГСМ приходится тратить более двух третей всех выручаемых средств. Они-то как раз и приняли на себя основной ценовой удар.

Такой беспокойный сезон

  Результатом летнего топливного беспредела стало то, что турфирмы — заказчики чартеров довольно часто, как никогда прежде, отменяли намеченные рейсы. Наибольшее количество отмен, отмечают в авиакомпаниях, пришлось на конец июня — июль, в августе ситуация немного изменилась к лучшему. Впрочем, эти отмены, как прогнозировали некоторые скептики, не приняли обвальный характер, к тому же ко многим из них компании, просчитав ситуацию, оказались готовы заранее. Поэтому финансовая нагрузка в большей степени легла на туроператоров, которые так и не смогли поднять планируемые чартеры.

  Чаще всего консолидаторы отказывались от перелетов на наиболее массовом турецком направлении. Отмена чартеров на европейских маршрутах случалась гораздо реже. Все дело в том, что туроператоры после замечательного прошлого сезона в Турции, запланировали рост турпотока на нынешний год — 30% и даже более. А поскольку план, как писали раньше, есть закон, то в соответствии с ним и заказывались борта на воздушных маршрутах — в Анталию, Даламан, Бодрум, Измир. Но топливный кризис внес свои коррективы в это планирование.

  Однако, как отмечают в турфирмах, в немалой степени на пассажиропоток, следующий к морским курортам, повлияли и значительно возросшие цены на проживание в местных отелях. Так, гостиничные тарифы в Египте, Хорватии и Черногории подскочили в среднем на 20–30%, а на турецком побережье — до 40%. Тем не менее, даже при последовавших уменьшениях объемов авиаперевозок, прежде всего в Турцию, число туристов на этом направлении, по оценке специалистов, пусть и не на планируемую треть от прошлогодних объемов, но все равно выросло.

  Некоторая стабилизация наметилась лишь в начале августа — топливные цены наконец-то остановили свой бешеный рост. Однако чартерному рынку недолго довелось пребывать в спокойном состоянии. Вскоре разразился скандал вокруг «КрасЭйр» и альянса AiRUnion. Непосредственно туристических авиаперевозок это не коснулось. Здесь не наблюдалось длительных задержек вылетов. И это вполне понятно, ведь чартерный перелет оплачивает его заказчик. Правда, по имеющимся сведениям, чтобы гарантированно вывезти своих туристов, консолидаторам в некоторых случаях приходилось значительно переплачивать за топливо для «КрасЭйр». Но в любом случае, рынок авиачартеров это не только не обрушило, но даже не сильно качнуло, поскольку тот же «КрасЭйр» не входит в число его ведущих игроков.

Перевозчики строят планы

  В связи с тем что авиакомпания S7 Airlines в плановом порядке выводит из эксплуатации вместительные Ил-86, ее летняя чартерная программа оказалась по объему перевезенных туристов несколько меньше, чем год назад. А с ноября перевозчик и вовсе прекращает полеты на «восемьдесят шестых», исправно служивших чартерному делу долгие годы. Как следствие в низком сезоне тоже ожидается снижение объема туристических перевозок в связи с уменьшением числа кресел, хотя, как считает генеральный директор компании S7 Charter Евгений Ключарев, незначительное. По его словам, уже к сентябрю чартерная программа полетов была практически полностью сверстана. В приближающемся осенне-зимнем сезоне основным туристским направлением S7 вновь станет Египет. Консолидаторами по Шарму и Хургаде выступят операторские фирмы — собственная S7 Tour, а также Coral Travel, Mostravel и ICS. Воздушные суда компании продолжат выполнять круглогодичные полеты в Анталию, Римини, Аликанте, где консолидаторами остаются проверенные временем Coral Travel и TEZ Tour; «Южел Трэвел», «Данко» и «Натали Турс»; «Время Тур». Вдвое, до двух в неделю, возрастет частота полетов в Овду (заказчик «Бейс Трэвел») и Ларнаку («Лужники-Тур»). Скорее всего, на прежнем уровне останутся полеты на Тенерифе («Вьяхес Артуро») и в Барселону («Спектрум»). Наконец, как сообщил г-н Ключаев, в последней декаде декабря возобновляются регулярные рейсы S7 в Бангкок, которые будут выполняться на новых Вoeing 767-300. Также обширная программа туристических перевозок «Сибири» уже традиционно намечается в Новосибирске и Иркутске. Из ведущих аэропортов Западной и Восточной Сибири туристы отправятся, прежде всего, в страны Юго-Восточной Азии и Персидского залива.

  «ВИМ-Авиа» — другой крупный игрок авиачартерного рынка, до середины октября продолжает летать в Анталию. В сентябре самолеты компании, а она использует лайнеры В757, не менее активно посещали Египет и Европу — туристические центры Испании, Италии, Черногории и Греции. В предстоящем низком сезоне «ВИМ» собирается в очередной раз отправиться в Хургаду и Шарм-эль-Шейх по заказам туркомпаний «Пегас Туристик», Mostravel, Coral Travel. Как сообщил начальник департамента планирования компании Андрей Муканин, к предстоящей выставке «Отдых» исполнитель и заказчики определятся с распределением полетных частот на этих линиях. Продолжатся круглогодичные чартерные рейсы «ВИМ-Авиа» в Римини (консолидатор «Спасские ворота тур»), Салоники («Музенидис Тур») и Стамбул, к которым, скорее всего после Нового года, присоединится Барселона.

  Для авиакомпании «Атлант-Союз» сезон сложился нормально: намеченные планы турполетов, по словам директора департамента пассажирских перевозок компании Евгения Марьенкина, удалось успешно воплотить в жизнь. Правда, отдельное сокращение чартерных объемов в переделах 7–9% от первоначально намеченных при этом все же имело место. Впрочем, как уверяет г-н Марьенкин, все происходило в рамках прогноза, сделанного специалистами авиакомпании, и в целом ситуация незначительно отличается от прошлогодней. Прежде всего нынешнее снижение, как нетрудно догадаться, относится к Турции и Египту. Другой важный момент — в конце мая прошли еще памятные многим задержки вылетов «Атлант-Союза». Судя по всему, компания сделала вывод из случившегося и, вопреки пессимистичным прогнозам некоторых экспертов, в плане выполнения полетного графика отлетала лето безупречно. В предстоящем осенне-зимнем чартерном сезоне самолеты Ил-86 «Атланта» отправятся в Хургаду и Шарм-эль-Шейх. Заказчиками рейсов вновь должны стать Coral Travel, TEZ Tour, Mostravel и «Интурист». Кроме того, в конце октября в авиакомпанию поступят лайнеры Boeing 737-800. Эти новейшие среднемагистральные машины, вылетая из Москвы, могут охватить практически все пункты Европы и ряд востребованных восточных направлений. Вот только когда они выйдут на воздушные трассы, в том числе и туристические, и на какие именно — пока не известно. Переговоры с консолидаторами чартеров об использовании B737 идут полным ходом. О том, кто из них войдет в число реальных заказчиков, станет известно к сентябрьской выставке. Причем в руководстве «Атлант-Союза» дали понять, что рассматривают предложения как от своих традиционных партнеров, так и от новых клиентов, в том числе и тех, кто прежде летал с AirUnion.

  Московский филиал «Аэрофлот-Дона», который еще год назад назывался авиакомпанией ВАСО — Воронежского авиазавода, летом работал с пятью Ил-86, произведенными прежде на этом предприятии. Эта новая-старая компания — одна из немногих, выполняющих чартерные рейсы из аэропорта «Шереметьево». В прошедшем сезоне она не без успеха занималась воздушными перевозками туристов в Анталию, Бодрум, Даламан и отчасти в Стамбул. Ее полеты в Анталию продлятся до середины ноября. В зимнем сезоне столичное отделение «Аэрофлот-Дона» собирается начать ставшие для его предшественника традиционными полеты в Шарм-эль-Шейх. Первый рейс, который должен быть выполнен по заявке «Мостревела», намечен на середину октября. Несколько позднее к ним присоединятся и чартеры Coral Travel. Остаются и полеты в Стамбул. Вполне возможно, добавятся чартеры в Дубай.

Подготовил Игорь Горностаев