TTG Luxury Russia

Свежий номер




 >  Авиационный мир накануне ценовой войны
Авиатранспорт

10.12.2003 Авиационный мир накануне ценовой войны

Авиационный мир накануне ценовой войны

Нынешний мировой кризис авиаперевозок обошел стороной российскую гражданскую авиацию. Замкнутость и специфичность отечественного рынка в данной ситуации сослужила нашей воздушной отрасли добрую службу. Но существует еще одна, довольно значительная, группа авиаперевозчиков, которые не только избежали кризисных потрясений, но и сумели за текущий год нарастить объемы пассажироперевозок на 25-40%. Речь идет о недорогих европейских авиакомпаниях, которые еще называют низкобюджетными или low-cost компаниями. Лет 15 назад рынок авиаперевозок во всем мире был уже полностью распределен, и войти в число действующих воздушных перевозчиков можно было только одним способом - предложить концептуально новый и более дешевый продукт. Авиакомпании "новой волны" действительно предоставили пассажирам довольно привлекательные тарифы. Однако не это оказалось главным. Самое основное, что было ими создано, - оптимальный механизм перераспределения пассажиропотока, сделавший авиатранспорт доступным для самых широких потребительских слоев.

Еще совсем недавно число недорогих перевозчиков было минимальным. Так, в 1998 году на европейском рынке их насчитывалось всего 2% от общего числа компаний. В прошлом году их стало 8%, и к 2007 году, как предполагают аналитики, этот процент дойдет до 14. Принципиально важно, что объем пассажиропотока за эти годы возрастал гораздо скромнее. Низкобюджетники, таким образом, начали довольно успешно отбирать пассажиров у более именитых конкурентов.

Традиционные перевозчики тем не менее, буквально до самого последнего времени, не воспринимали всерьез недорогой сектор авиаиндустрии, отчасти даже свысока поглядывая на своих менее прихотливых коллег. Более пристально присматриваться к low-cost они начали только в этом году. И определенным толчком этому, как раз и послужили война в Ираке и атипичная пневмония, вызвавшие общий авиационный кризис.

Первой из известных авиакомпаний, взявшей на вооружение низкобюджетные технологии, стала Swiss. Официально об этом ее представители объявили в августе. О том, чем руководствовались швейцарцы и каких перемен в деятельности компании стоит ожидать, наш корреспондент решил расспросить менеджера и эксперта российского представительства авиаперевозчика Алексея Епифанова. Однако интервью вышло за рамки беседы о Swiss, разговор самым естественным порядком перешел в плоскость обсуждения взаимоотношений низкобюджетных и традиционных авиакомпаний.

- Алексей, можете сказать, каково сегодня отношение топ-менеджмента ведущих авиакомпаний Европы к представителям low-cost?

- Несравнимо более уважительное, чем еще совсем недавно. Ведь именно недорогие компании наглядно продемонстрировали, что пришла пора для радикальных изменений в деятельности воздушного транспорта. То, что было создано 30 лет назад и великолепно работало до последнего времени, сегодня начинает давать сбои. Поэтому мы должны только приветствовать бюджетных перевозчиков - первопроходцев наметившегося процесса перемен. Это - очевидный факт. На европейском рынке внедрить низкобюджетую идеологию попыталась British Airwais, но она ограничилась новой тарифной структурой только на прямых направлениях. Swiss, таким образом, оказалась первой крупной авиакомпанией, которая подошла к переходу на новую концепцию комплексно. И насколько нам известно, сейчас за ней по пятам следуют несколько европейских грандов авиаперевозок: Austrian Airlines, Finnair, KLM и Lufthansa.

- Новая экономическая политика Swiss показывает, что компания пошла по пути, проторенному низкобюджетными перевозчиками. Не означает ли это, что и швейцарская компания, и ее последователи со временем также вольются в их число?

- И да, и нет. "Да" касается вопроса присутствия в определенном секторе рынка, "нет" потому, что Swiss и дальше продолжит возить пассажиров, требующих высокого уровня обслуживания. Другими словами, компания проводит разделение своего продукта в соответствии с потребительскими возможностями всех слоев населения.

- Но опять же, не таится ли тут опасность "опуститься" до уровня нынешних низкобюджетников?

- Как считают эксперты, в ближайшие 10-15 лет ничего подобного не произойдет, по крайней мере на межконтинентальных маршрутах. А вот на коротких европейских рейсах сетевые авиаперевозчики очень сильно изменятся буквально в ближайшие 2-3 года. И прежде всего, они действительно станут во многом походить на недорогие компании. Но при этом традиционные перевозчики сохранят за собой определенные преимущества.

В первую очередь, это использование основных аэропортов, что является ключевым моментом для перевозок бизнесменов. Второе - проведение бонусных программ поощрения часто летающих пассажиров. И третье - разветвленная сеть маршрутов. Бюджетные компании никогда не смогут предложить пассажирам удобные стыковки рейсов, охватывающие основную часть мировых направлений полетов, поскольку они таковыми не располагают.

- А как вообще появилась на свет заявленная Swiss концепция?

- Перед тем как она была разработана, несколько консалтинговых фирм по заказу компании провели исследование европейского авиарынка. Получалось следующее: на всех направлениях наша доходная часть значительно выше, чем у низкобюджетных компаний, однако несоизмеримо выше и расходы, иной раз превышающие те же доходы. В результате Swiss несет убытки, а конкуренты на том же маршруте получают пусть небольшую, но прибыль. Причем перерасход у Swiss отмечен по нескольким ключевым статьям: немало средств идет на аэропортовое обслуживание и питание, огромные отчисления уходят агентствам по реализации билетов и компьютерным системам бронирования. От всех этих затрат избавлены низкобюджетные перевозчики. Они активно используют интернет-бронирование, летают в дешевые аэропорты, не предлагают питания на борту. Но если крупный перевозчик не может отказаться от полетов в базовые аэропорты, то другие пути минимизации затрат производства очевидны.

- И каким образом процесс минимизации в Swiss затронет ваших агентов по реализации?

- Если говорить обо всей структуре, то, скорее всего, до конца нынешнего года будет принято принципиальное решение о понижении агентской комиссии с 7% до 5%. И не исключено, что в следующем году следует ожидать снижение до нуля, то есть полной аннуляции.

- Но ведь это одновременно будет означать и аннуляцию агентской сети?

- Вы знаете, эту проблему уже решили американцы. Экспериментировали в данном направлении и отдельные компании Европы, Lufthansa в частности. На своем домашнем рынке в Европе подобное собирается сделать и Swiss. Причем это не означает ликвидацию сторонней дистрибуционной базы. Мы считаем, что большая часть агентств нашей сети сохранится, как это произошло в США. Агенты продолжат работать на комиссии, но станут ее брать уже с клиентов. Таким образом, продавцы начнут сами определять конечную цену конкретной перевозки.

- Очевидно, что новая тарифная программа Swiss ориентирована на индивидуалов, а какие изменения ожидают групповые тарифы?

- Что касается туроператорских тарифов, то здесь будет работать прежняя схема. Мы продолжим определять коммерческую целесообразность каждой группы и давать специальные цены в зависимости от предложений на рынке в каждом отдельном случае.

- В отличие от недорогих перевозчиков, Swiss также не уходит и из компьютерного бронирования?

- Действительно, мы будем и дальше держать ресурсы в компьютерных системах бронирования, поскольку неправильно было бы разрушать уже сложившуюся структуру реализации билетов. Однако теперь попытаемся перераспределить объемы продаж, представляя наиболее низкие расценки, как это делается в low-cost, только на web-сайте компании.

- Скажите, а у руководства компании нет опасений по поводу того, что придется работать по неизвестной пока технологии, которую к тому же уже давно освоили представители целого сегмента авиарынка?

- Вы хотите сказать, опасений по поводу исхода борьбы с низкобюджетными перевозчиками? Их нет. То, что по стопам low-cost в ближайшее время отправятся и традиционные компании - вполне закономерно. С той лишь разницей, что им потребуется создать грамотную технологию реализации перевозок, учитывающую, что те пассажиры, которые еще вчера составляли финансовый костяк компании, должны оставаться таковыми и в дальнейшем. В противном случае, нововведения просто обернутся гибелью для компании. Swiss создал такой механизм, а потому мы уверены в успехе.

- Не означает ли все вышесказанное, что мы находимся на пороге серьезного столкновения между традиционными и бюджетными авиакомпаниями?

- На европейском пространстве его, наверное, можно даже назвать войной, если быть жестким в выражениях. Если говорить более обтекаемо, то низкобюджетные перевозчики проложили дорогу в будущее. Станут они жертвой своего открытия или нет - как раз будущее и покажет.



Материал подготовил

Игорь Горностаев