Sharjah
Azimut Hotels
Vietnam Airlines

Свежий номер




 >  Авиатранспорт 2005 — предварительные итоги
Авиатранспорт

04.12.2005 Авиатранспорт 2005 — предварительные итоги

Авиатранспорт 2005 — предварительные итоги

Рост объема перевозок в российской гражданской авиации, после почти десятилетнего спада, впервые зафиксирован пять лет назад. В 2000 году пассажирооборот, по данным авиационных властей, увеличился на 6%. В последующее время этот показатель рос в среднем на 10 — 12% ежегодно. Самым удачным для российской авиаиндустрии стал прошлый год, за который было перевезено 33,8 млн пассажиров. Прирост, по сравнению с 2003_м, составил 14,9%, причем международные перевозки выросли на 21%, а внутренние на 10,5%. В этом году показатели будут значительно скромнее, виной тому стал небывалый рост цен на топливо. По данным ТКП— Транспортной клиринговой палаты, объем авиаперевозок за семь месяцев этого года увеличился по
сравнению с тем же периодом 2004_го всего на 1,7%. И если на международных линиях рост составил 4,9%, то внутри России число клиентов авиатранспорта, наоборот, снизилось, правда, всего на 0,9%.


По данным ТКП, в октябре прошлого года тонна авиатоплива в России стоила в среднем $400, а в октябре нынешнего года — уже $600. Тонна керосина в аэропортах московского авиаузла стоит сейчас $480 — $570, что вообще-то вполне сопоставимо с мировыми ценами. (По сведениям зарубежных информагентств, в Европе в середине октября стоимость тонны авиакеросина составляла около $650.) И как сообщил глава «Аэрофлота» Валерий Окулов, самый дорогой в мире аэропорт по заправке топлива находится... в Астрахани. Тонна авиатоплива здесь в октябре стоила $938. Его ближайшие последователи по этому показателю пребывают в Южной Америке, но и здесь тариф едва достигает $900. Повышение расценок на авиаперевозки продолжалось в течение всего года. Причем как в явной, так и в скрытой форме, когда при неизменной цене, компании вводили дополнительные так называемые «топливные надбавки» в размере от $3 до $20 на пассажира. И в этом году средний тариф эконом-класса в России вырос на 20%. По оценке аналитиков, каждые дополнительные 10% к стоимости авиатоплива увеличивали себестоимость перевозки на 2–5%. «Из-за нынешних цен воздушный транспорт снова становится элитарным», — заявляет Валерий Окулов. Одновременно для многих региональных компаний всевозрастающие финансовые нагрузки станут непосильными.

Результат очевиден. Как свидетельствует Росавиация, за десять месяцев текущего года количество
авиапредприятий в стране сократилось на 41% — с 328 до 192. При этом по-прежнему почти 90% всех объемов перевозок выполняют около 30 крупнейших авиакомпаний. Однако десятка ведущих перевозчиков России по итогам девяти месяцев 2005 года продемонстрировала весьма неоднородные показатели. «Аэрофлот», «Сибирь», «Пулково», «ЮТэйр» и «Трансаэро» увеличили объемы перевезенных пассажиров. «КрасЭйр», «Уральские авиалинии», «Домодедовские авиалинии», ГТК «Россия» и «Дальавиа», напротив, снизили. Что примечательно, первая успешная группа авиакомпаний эксплуатирует преимущественно более экономичные с точки зрения топливопотребления самолеты западного производства. Так, у «Трансаэро» парк полностью состоит из иномарок (Boeing 737/767/747). У «Аэрофлота» они составляют треть парка (B767, A319/320/321). «Сибирь» в этом году довела количество иномарок до десяти единиц (А310, B737). Кроме того, эти компании — в первую очередь «Аэрофлот», «Пулково» и «Трансаэро» — ориентированы на выполнение наиболее престижных международных перевозок, как регулярных, так и чартерных. Существенно росли в этом году и объемы чартерных полетов за рубеж. Наиболее показательны тут результаты деятельности «ВИМ-Авиа», чей парк состоит из 12 Boeing 757. Компания летала только на чартерной основе и за семь месяцев с начала года перевезла более 885 тысяч человек. Компании-аутсайдеры «большой десятки» эксплуатируют в основном далеко не новую топливоемкую технику отечественного, еще советского, производства. А расход топлива самой массовой российской воздушной машины Ту_154 более чем вдвое превышает показатель аналогичной ей западноевропейской А320. Оценивая сегодняшнее неустойчивое состояния рынка воздушных перевозок России, эксперты делают немало существенных выводов. Нынешний серьезный рост цен на авиатопливо, по их мнению, наверняка в будущем году вызовет заметное удорожание авиабилетов. А поскольку это, в свою очередь, может привести к снижению пассажиропотока, то изменения будут проходить постепенно, в виде индексации тарифов или же путем увеличения топливных сборов. Однако в любом случае летать станет дороже.