TTG Luxury Russia
Azimut Hotels

Свежий номер




 >  Альянс, каких еще не было
Авиатранспорт

06.03.2005 Альянс, каких еще не было

Альянс, каких еще не было

Альянс, каких еще не было

В прошлом году в России поднялась волна слияний, поглощений и созданий альянсов среди авиакомпаний. И даже на этом фоне весьма заметным стало появление первого крупного альянса отечественных перевозчиков, в который вошли «Красноярские авиалинии» («КрасЭйр»), «Домодедовские авиалинии» (ДАЛ), «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс»

О готовящемся альянсе между компаниями «Красноярские» и «Домодедовские авиалинии» было объявлено еще летом прошлого года. Его инициатором стал «КрасЭйр», вернее, его генеральный директор Борис Абрамович. Проект поддержало государство как владелец контрольных пакетов обоих перевозчиков. А через месяц один из частных акционеров «КрасЭйра» приобрел 49,6% акций ДАЛа, до того принадлежавших московской группе «Сигма». По оценкам участников рынка, сумма сделки могла составить около $35 млн.
Далее, осенью о своей готовности присоединиться к новоиспеченному альянсу заявили «Сибавиатранс» и «Омскавиа», которые и стали вскоре его полноправными членами. Главной задачей этих региональных компаний будет доставка пассажиров из отдаленных городов и поселков в узловые аэропорты, где базируются магистральные компании альянса.
Наконец, 17 ноября было подписано соглашение о вступлении в объединение компании «Самара». Как стало известно, она вошла в авиа-альянс на условии, что пакет акций, находящийся в собственности структур, подконтрольных гендиректору «Самары» Родиону Ковалеву — ООО «РАСИП-Партнер» и «Полет» , будет продан «КрасЭэйр».

Информация о том, что менеджмент «Самары» готов продать свой пакет, появилась еще год назад. Вначале его намеревалась купить авиакомпания «ЮТэйр». Однако потом главным претендентом на «Самару» стал «Аэрофлот»: в июле прошлого года он подписал с «РАСИП-Партнер» договор, по которому последний обязался в течение года не проводить переговоров с третьими лицами о продаже акций. Последующее соглашение с красноярцами фактически означало, что владельцы «Самары» грубо нарушили условия договора. Но никаких санкций со стороны «Аэрофлота» так и не последовало.

Таким образом, объединенный авиапарк альянса составил более 70 воздушных судов, в том числе 5 Ил-96, 6 Ил-86, 28 Ту-154М и 2 Боинг 767. Его оборот, по заявлению гендиректора «КрасЭйра» Бориса Абрамовича, в нынешнем году может составить более $1 млрд при объеме перевозок до 5 млн пассажиров в год. Для разработки стратегии и идеологии альянса создана управляющая компания, получившая название AirBridge («Воздушный мост»), в которую вошли представители каждой из авиакомпаний-участниц. Она зарегистрирована в форме акционерного общества с участием государства, которому отведена роль главного акционера. Генеральным директором AirBridge стал Александр Абрамович — брат главы «КрасЭйр».

Совместные полеты
Меморандум о создании альянса «КрасЭйра», ДАЛ, «Самары», «Омскавиа» и «Сибавиатранса» официально был подписан в декабре, во время работы в Красноярске третьего Сибирского аэрокосмического салона САКС-2004. В рамках его проведения, члены нового авиа-альянса впервые собрались вместе и на пресс-конференции объявили о планах на ближайшее будущее.
Глава AirBridge Александр Абрамович озвучил главную цель созданного объединения: «сделать работу каждой авиакомпании более эффективной».

Традиционные маршруты компаний-участниц будут объединены для ликвидации внутренней конкуренции. Предполагается и совместная эксплуатация парков воздушных судов. В Самаре и Омске возникнут транзитные узлы по образцу уже действующего красноярского хаба. Эти меры позволят расширить географию полетов и более эффективно использовать летную технику.
При этом одним из основных направлений внутренней деятельности альянса станет обновление авиапарка его участников: перевозчики объявили, что будет принята общая программа по приобретению летной техники. Как пояснил г-н Абрамович, создание альянса не предполагает переход компаний под контроль одного собственника. Альянс открыт для вступления в него новых участников. Есть принципиальная договоренность о вступлении в него в ближайшей перспективе украинского авиаперевозчика «Аэросвит».

Объединение может стать компанией
На неоднократно уже задававшийся вопрос: не планируют ли участники альянса в будущем объединиться уже на условиях слияния их финансовых структур? Александр Абрамович ответил, что «такая задача сейчас не стоит». Однако многие эксперты отмечают, что нынешняя форма объединения скорее всего является только первым шагом к полному слиянию вошедших в него авиапредприятий.
Кроме того, создавая альянс, «КрасЭйр» наверняка стремился, в том числе, более успешно противостоять нынешней повсеместной экспансии «Аэрофлота». Желание красноярцев вполне понятно. Бороться с маститым конкурентом в одиночку ни один из российских авиаперевозчиков сейчас просто не в состоянии. К тому же в прошлом году «Аэрофлот» начал процедуру вступления в глобальный альянс SkyTeam, что значительно поднимает его и без того немалую конкурентоспособность.


НАША СПРАВКА


ОАО «Авиакомпания «Красноярские Авиалинии» входит в тройку лидеров российского рынка воздушных перевозок. Компания выполняет около 6% всех рейсов на внутренних и более 3% на международных воздушных линиях. Самолеты «КрасЭйр» летают в 50 городов России и 30 городов дальнего зарубежья. Авиапарк компании включает 37 лайнеров. «Домодедовские авиалинии» — шестой авиаперевозчик России по пассажирообороту: за 2004 год ДАЛ перевез 800 тыс. человек. Компания эксплуатирует 12 самолетов Ил-62, 2 Як-42 и 3 взятых в лизинг Ил-96-300. «Самара», по итогам прошлого года, занимает двадцатое место в России по объемам перевозок. Авиакомпания выполняет регулярные рейсы почти по 40 внутренним направлениям. Ее парк состоит из 29 самолетов, включая Ту-154, Ту-134 и Як-42. В 2004 году она перевезла более 500 тыс. человек. Авиапарк компании «Омскавиа» владеет 6 самолетами Ту-154М и двумя Ан-24. Доходы красноярской авиакомпании «Сибавиатранс» в 2003 году составили 628,8 млн руб., чистая прибыль — 200 тыс. руб. Она эксплуатирует Ту-154Б, Ту-134, Як-40, Ан-24, за прошлый год услугами компании воспользовались более 200 тыс. человек.



Иван Коблов